Вот вам и китайская музыка

Спецвыпуск
Москва, 19.03.2007
«Эксперт» №11 (552)
Даже самые консервативные производители электроники, специализирующиеся на акустических системах, вынуждены переносить свои заводы в Азию. Новички при этом быстро учатся, и, скажем, колонки «made in China» уже звучат не хуже, чем сделанные в Европе

«О боже, им удалось точно скопировать нашу технологию производства. Только они могут позволить себе использовать на производстве больше людей!» — причитает англичанин Йохан Корг, топ-менеджер компании KEF, известного английского производителя акустических систем. Мы с Йоханом идем по заводу в южнокитайском городе Хуайжоу, где теперь делают прославленные английские аудиоколонки.

В свое время KEF для Англии была тем же, что и автомобиль Rolls-Royce. Апологет знаменитого чистого «английского звучания», KEF гордилась, что ее акустика одной из первых использовалась в студии BBC и с ее помощью песни в студии записывали легендарные Beatles. Но времена меняются. Как Rolls-Royce купили иностранцы (им теперь владеет немецкий концерн BMW), так и KEF несколько лет назад перешла под контроль гонконгской корпорации GP Industries. И вслед за этим производство знаменитых акустических систем начали выводить из графства Кент в старой доброй Англии в Южный Китай.

Производственный фэн-шуй

Находящийся в полутора часах езды от Гонконга Хуайжоу, как и весь современный Китай, — город контрастов. На въезде минуешь трущобы, затем начинается цивилизация: высокие здания из стекла и бетона, современные супермаркеты, таунхаусы, блестящие фасады промышленных предприятий. Плюс высококлассная дорога с пятью полосами в каждую сторону.

«А ведь еще три года назад этой дороги здесь не было, — рассказывают сопровождающие нас англичане. — Впрочем, как не было и этого города. Все современные дома, супермаркеты, предприятия появились здесь именно за это время». Поистине китайская экономика растет прямо на глазах. Повсюду просто кипят стройки: кажется, вот зайдешь в «Макдоналдс» (а их здесь уже очень много) — и пока будешь есть гамбургер, рядом поднимется какой-нибудь дом.

На входе в GP Electronics нас встречает управляющий директор Тадаюки Кобаяши. Он японец, и его появление — очередная иллюстрация того, насколько интернациональны современные китайские предприятия. Тот же завод GP Electronics принадлежит гонконгской корпорации GP Industries, управляет им японец, технологии поставляют англичане, ну а рабочая сила, понятно, китайская.

«Большой плюс нашего предприятия в том, что нам удалось набрать молодой трудовой коллектив, — рассказывает г-н Кобаяши. — Например, в Японии на таком же заводе было бы много сорокапятилетних, а здесь средний возраст рабочего — 25 лет. Это очень хорошо, так как сборка электроники требует большого внимания и четких действий. И вообще Китай для размещения производств, в том числе такого высокотехнологичного, как наше, имеет много преимуществ. Рабочая сила здесь дешевая, но при этом люди дисциплинированны, трудолюбивы, хорошо обучаемы. Еще один важный фактор, на наш взгляд, заключается в том, что Китай в своей основе монокультурен. А значит, нет поводов для конфликтов внутри трудового коллектива, что бывает, когда рядом трудятся люди разных национальностей и вероисповеданий».

То, что китайские рабочие аккуратны и старательны, видно сразу. Заходим в цех — рабочие

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (552) 19 марта 2007
    Выборы
    Содержание:
    Кремлевский гамбит

    Мартовские региональные выборы завершили процесс реформирования партийно-политической системы. За полгода до выборов в Государственную думу у нас практически оформилась новая партийная система

    Обзор почты
    Реклама