Ворота в Рим

Русский бизнес
«Эксперт» №15 (556) 16 апреля 2007
Независимо от того, как завершится сделка по приватизации AlItalia, «Аэрофлот» будет вынужден продолжать экспансию на европейский рынок авиаперевозок. Только реализовав программу обновления парка и привлекая транзитных пассажиров, наша авиакомпания сможет эффективно противостоять конкурентам
Ворота в Рим

На этой неделе правительство Италии завершит прием заявок от претендентов на покупку 39% акций национального перевозчика этой страны — компании AlItalia. Стоимость выставленного на продажу пакета оценивается экспертами примерно в 900 млн долларов. Промежуточные итоги конкурса будут известны уже до конца апреля. А контракт с победителем конкурса тендерная комиссия собирается заключить не позднее 16 июня. Пока же все участники тендера должны представить итальянским властям детальный бизнес-план спасения авиакомпании от банкротства и выводу ее из кризиса — за последние десять лет убытки AlItalia достигли 3 млрд евро, а объем перевозок пассажиров сократился почти до 20 млн человек. Сейчас на госпакет AlItalia осталось только три претендента. Это итальянский AP Holding, группа американских фондов во главе с Texas Pacific Group и финансово-индустриальный консорциум, в который входят банк UniCredit и авиакомпания «Аэрофлот». Причем первую скрипку в российско-итальянском альянсе играет наш национальный авиаперевозчик. Его доля в консорциуме составляет 95%. Более того, именно «Аэрофлот» вместе с UniCredit рассматривается всеми экспертами в качестве наиболее вероятного победителя тендера. И это легко объяснимо. Глава UniCredit Алессандро Профумо известен своей близостью к нынешней правящей элите Италии во главе с премьер-министром Романо Проди. А гендиректора «Аэрофлота» Валерия Окулова в борьбе за госпакет AlItalia публично поддержал министр транспорта России Игорь Левитин. Если «Аэрофлот» одержит победу в тендере, это позволит ему сразу же занять заметную долю европейского рынка авиаперевозок, чего до сих пор не удавалось сделать даже американцам. Правда, для этого он должен будет вступить в альянс с одной из европейских авиакомпаний, чтобы гарантировать реализацию двусторонних договоров, в том числе на межконтинентальные рейсы. Такой компанией, скорее всего, станет партнер «Аэрофлота» по глобальному альянсу SkyTeam — французско-голландская AirFrance-KLM. Но даже если AlItalia по каким-то причинам не достанется «Аэрофлоту», наша авиакомпания все равно будет вынуждена активно развивать бизнес на европейском рынке авиаперевозок, чтобы иметь возможность противостоять экспансии иностранных авиаперевозчиков на маршрутах в города России. О том, как будет развиваться конкурентная борьба с иностранными авиакомпаниями и какие меры «Аэрофлот» намерен принять для укрепления своих позиций на рынке, в интервью «Эксперту» рассказал Валерий Окулов.

— «Аэрофлот» в консорциуме с банком UniCredit принял решение участвовать в конкурсе на приобретение почти 39 процентов акций AlItalia. Чем вызван ваш интерес к этой авиакомпании и почему именно UniCredit стал вашим партнером в тендере?

— UniCredit заблаговременно подал заявку на участие в этом конкурсе, проводил изучение рынка операторов с целью поиска отраслевого индустриального партнера, который мог бы войти с ним в связке в этот проект. Так что здесь мы выступаем как приглашенная сторона. Для нас этот конкурс представляет