Вне канонов

Общество
«Эксперт» №20 (561) 28 мая 2007
Уникальный опыт местного образовательного проекта имеет смысл использовать при создании национального университета в Дальневосточном федеральном округе
Вне канонов

Ни под какие образовательное стандарты Центр корпоративного предпринимательства города Владивостока (ЦКП-В) не подпадает, да и в профильном ведомстве не числится — в этом учебном заведении получают параллельное образование студенты вузов. Воспитательная работа, которая в вузах исчезла как таковая, здесь считается одной из основных. Визит-профессорами выступают самые рейтинговые эксперты страны. Начать учиться можно в любое время года. Для студентов обучение бесплатное, но бюджетных денег здесь нет. Возникают подобные учебные заведения в регионах экономической и предпринимательской активности, но эта общественная инициатива седьмой год успешно реализуется на территории, где подавляются практически все серьезные инициативы и откуда продолжают уезжать многие перспективные бизнесмены.

В общем, созданное вопреки обстоятельствам и совсем не по общепринятым нормам, тем не менее это очень правильное учебное заведение. Правильное, то есть настоящее, сделанное по совести и по правде.

Гражданская инициатива

Идея проекта родилась в октябре 1999 года, а ровно через год была набрана первая студенческая группа. Всем «вопреки» были противопоставлены вера людей в позитивное будущее своего края, готовность на это будущее работать и образовательная технология. «В начале этого века в нашем обществе, — рассказывает Марина Баринова, директор ЦКП-В, — была достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, мы были воодушевлены возможными перспективами, но с другой — усилилась разобщенность страны, элит, территорий. На Дальнем Востоке это особенно чувствовалось. И в ответ на эту разобщенность у людей возникло, возможно, не очень осознанное желание кооперироваться. Даже у только что переживших дефолт предпринимателей наблюдалось стремление к совместным делам не только и даже не столько по поводу бизнеса. Потом, к тому моменту у инновационных школ обострилась ситуация с выпускниками: дети уходили в вузы, там сталкивались с учебной рутиной и, возвращаясь к своим учителям, с удивлением спрашивали: “Неужели наше образование закончилось?” И наконец, на уровне страны кадровая проблема оказалась крайне острой, просто на кончиках пальцев чувствовалось, как нужны новые кадры. В общем, совпали интересы многих групп людей, и это породило наш проект».

Что касается образовательной составляющей, то инициаторами для начала были проанализированы три на тот момент самые продвинутые технологии подготовки: Тольяттинской академии управления, отделения конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и московского Центра корпоративного предпринимательства Высшей школы экономики. Последний был создан Сергеем Чернышевым на базе физтеховских методов и оказался наиболее адекватным дальневосточной ситуации. Суть в том, что предприниматели, так же как когда-то атомщики или ракетостроители, активно включены в учебный процесс; студенты работают в реальных проектах; за счет совместной работы конструируются новые бизнес-схемы, а в обучении сильна гуманитарная