Валяй, как мы

Русский бизнес
«Эксперт» №21 (562) 4 июня 2007
Смысл управления персоналом — в повышении его эффективности. Для этого надо определить желаемый результат, сориентировать на этот результат сотрудника и не отвлекать его от работы, считает Виктория Петрова, директор по персоналу UC RUSAL
Валяй, как мы

В UC RUSAL все, по образному выражению директора по персоналу Виктории Петровой, «валяют валенки». Этот образ лучше всего демонстрирует суть непростой в российских условиях задачи — объяснить сотрудникам, что значит работать на результат. Каждый на рабочем месте должен «свалять свою пару валенок». И сейчас, после объединения «Русала» с СУАЛом и Glencorе, по всей России от Братска до Волгограда, а также в Китае, Гвинее, Гайане и еще 13 странах мира этим занимаются сто тысяч человек — от топ-менеджеров до путевых обходчиков. Получается все лучше и лучше: за семь лет выработка на человека выросла почти втрое.

Виктория Петрова пришла в годовалый тогда «Русал» шесть лет назад, поработав до этого в американских компаниях: фармацевтической Bristol-Myers Squibb, нефтегазовой Нalliburton и телекоммуникационной Belcom. Сегодня она один из самых авторитетных российских эйчаров, коллеги охотно перенимают ее опыт и попутно шепотом рассказывают профессиональные «страшилки» о том, как-де она на корню давит профсоюзы. В ее «портфолио» — корпоративный медицинский центр РУСАЛа, переход на грейдовую систему оплаты труда, корпоративный университет с возможностью дистанционного обучения. Русаловским интранетом сильно восхищаются не только «свои», но, по слухам, даже Coca-Cola. За выпусками корпоративного «Вестника “Русала”», бывает, выстраивается очередь из сотрудников, и в итоге газеты на всех не хватает. При Петровой в компании появились кодекс корпоративной этики и список ценностей. «Это единственная переговорная, в которой не вывешены наши ценности, — уточняет она в начале интервью, — здесь заседания правления проходят». Позже мне устраивают экскурсию по остальным переговорным — действительно, везде в металле выгравировано: «уважение, честность, справедливость, эффективность, забота, доверие, мужество». «А мужество вам зачем?» — почему-то вполголоса интересуюсь у сопровождающей. «Чтобы отстаивать все остальное», — так же шепотом отвечает она.

— Виктория, сетования о сложностях работы с персоналом обычно опираются на якобы неразрешимый парадокс: компания создается ради прибыли, при этом бизнес делают люди. Что здесь может сделать эйчар?

— Это генетически обусловленный конфликт бизнеса и работников. Задача службы управления персоналом — «поженить» интересы работника и организации так, чтобы и те и другие получили максимальную пользу от взаимодействия. То есть сделать человека эффективным в организации таким образом, чтобы это ему самому приносило пользу и удовлетворение.

— Большинству эйчаров это, видимо, не очень-то удается. Офисных сотрудников то и дело называют «живыми мертвецами» и «планктоном», а персонажи популярных комиксов про Дильберта ощущают на работе исключительно собственную никчемность.

— А я думаю, что в большинстве организаций люди так себя не чувствуют, иначе что бы нас заставило каждое утро выходить из дома, идти к чужим людям и пытаться что-то вместе с ними делать.

— Понятно что — деньги-то нужны.

— Потребность в деньгах как в универсальном экви