Русский электровоз с канадской тягой

Русский бизнес
«Эксперт» №21 (562) 4 июня 2007
Консолидировав отрасль железнодорожного машиностроения на территории СНГ, Трансмашхолдинг привлек в партнеры мирового лидера отрасли компанию Bombardier и убедил ту поделиться передовой технологией. Сбыт продукции обеспечен долгосрочными контрактами РЖД
Русский электровоз с канадской тягой

В конце мая в Сочи в рамках II международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» транспортная монополия «Российские железные дороги» (РЖД) и машиностроительная компания «Трансмашхолдинг» (ТМХ) подписали семилетний контракт на разработку и поставку локомотивов на электрической тяге. Президент РЖД Владимир Якунин и председатель совета директоров ТМХ Дмитрий Комиссаров заключили договор о разработке и поставке до 2015 года 806 секций локомотивов четырех принципиально новых модификаций. Ориентировочная цена одной такой секции электровоза в среднем составляет, по некоторым оценкам, 3,7 млн евро. Таким образом, контракт машиностроителей с РЖД тянет почти на 3 млрд евро. Хотя сумма здесь не столь важна, ведь в соответствии с ранее подписанными соглашениями с РЖД в период с 2006-го по 2010 год Трансмашхолдинг должен поставить железнодорожникам 1 377 секций электровозов и 1 032 секции тепловозов, 3 650 вагонов локомотивной тяги и 3 270 вагонов электропоездов. То есть объем согласованных продаж должен быть много больше. В сочинском соглашении важна другая деталь — впервые в российской практике «Российские железные дороги» переходят на подписание долгосрочных контрактов. Семь лет — уже достаточно серьезный срок как для бизнес-планирования, так и для привлечения крупных инвестиций. «Мы показали, что не на словах, а на деле формируем в России рынок производства тягового подвижного состава», — заявил на мероприятии Владимир Якунин. При этом он отметил, что в РЖД намерены «предъявлять самые строгие требования к продукции, производимой для нужд монополии».

Чтобы эти строгие требования выполнять, Трансмашхолдинг затеял качественный прорыв. В компании решили выстроить технологически принципиально новый бизнес по разработке и созданию тягового подвижного состава. Без иностранцев здесь, как водится, не обошлось. В тот же день в присутствии президента РЖД было подписан контракт между Трансмашхолдингом и мировым лидером транспортного машиностроения канадской компанией Bombardier Transportation (см. график 1) о создании в России двух совместных предприятий — СП по выпуску тяговых преобразователей для электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом на базе технологии Bombardier MITRAC и Инжинирингового центра по разработке новых современных компонентов, оборудования, технических и технологических решений для железнодорожной техники. Через совсем непродолжительное время в нашей стране могут появиться принципиально новые локомотивы и вагоны метро, в том числе с высокими потребительскими качествами, которые сможет ощутить каждый пассажир (плавность хода, быстрота, комфорт).

Бомбардье закроет брешь

Российские железнодорожники и машиностроители вот уже несколько десятилетий бьются над задачей создания электровозов нового поколения с так называемым асинхронным тяговым приводом. Такой привод более мощный, чем традиционный (коллекторного типа), он может помочь развить более высокую скорость движения (что особенно важно для пассажирског

ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) объединяет ведущие предприятия железнодорожного машиностроения. В состав холдинга входят Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, Новочеркасский электровозостроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод, «Пензадизельмаш», Тверской вагоностроительный завод (25% в уставном капитале), Демиховский машиностроительный завод, «Метровагонмаш», Октябрьский электровагоноремонтный завод, «Центросвармаш», НПО «Транспортное машиностроение», «Трансконвертер» (совместное предприятие с компанией Siemens). Недавним приобретением стал крупнейший на территории бывшего СССР локомотивный завод «Лугансктепловоз» на Украине.

ТМХ контролирует 100% рынка локомотивов в России, 95% — тепловозных дизелей, 90% — магистральных пассажирских вагонов, 84% — маневровых тепловозов, 80% — дизельных и электропоездов и 58% — вагонов метро.

Выручка холдинга в 2006 году составила 55,1 млрд рублей. Численность занятых на производствах холдинга — более 54 тыс. человек.

Трансмашхолдинг — частная компания. Основные ее бенефициары, по информации «Эксперта», — Искандар Махмудов, Андрей Бокарев, Дмитрий Комиссаров, Сергей Глинка.