Бурлит и вспенивается

Спецвыпуск Холдинг «Пеноплэкс» благодаря своим связям с представителями крупного капитала сформировал целый сегмент рынка теплоизоляционных материалов на основе вспененного полистирола. Теперь же, чтобы не отстать от разогнавшегося рынка и удержаться в лидерах, ему приходится вкладываться в собственное развитие с удвоенной силой

Всегда интересно наблюдать, как новая промышленная отрасль формируется буквально на глазах — появляются новые материалы, развиваются технологии их изготовления и способы применения, возникают и развиваются новые игроки.

Теплоизоляционные плиты из экструдированного вспененного полистирола (ЭПП) начали производить в России в 90-е, но бум произошел буквально в последние годы. ЭПП — это практически универсальный теплоизоляционный материал, который сегодня все чаще применяется при любом строительстве: жилищной и коммерческой застройке, частном домостроении, при ремонте авто- и железных дорог. Чтобы представить себе этот продукт, достаточно вспомнить обычный пенопласт — всем знакомые белые легкие плиты, в которые упаковывают телевизоры, а также используют для теплоизоляции. ЭПП его ближайший родственник, только в отличие от пенопласта о коленку его не сломаешь. И стоит он в два раза дороже.

С 2005 года по сегодняшний день в России было построено более десятка заводов и заводиков по производству ЭПП (см. таблицу). Однако один из старейших и самый крупный на российском рынке петербургский холдинг «Пеноплэкс» продолжает лидировать по темпам строительства новых площадок. Собственно, с именем «Пеноплэкса» и связывают появление и продвижение ЭПП в России. За десять лет из одной небольшой итальянской линии менеджеры «Пеноплэкса» смогли построить вертикально интегрированный и диверсифицированный холдинг. К концу 2007 года мощности всех четырех заводов «Пеноплэкса» должны составить 1,6 млн кубометров экструдированного пенополистирола (и по этому показателю холдинг станет третьим по величине производителем в Европе), 50 тыс. тонн полистирола общего назначения, порядка 5,2 тыс. штук потолочных плинтусов. Со временем в компании рассчитывают выйти и на европейский рынок, построить там свои заводы и занять место в ряду крупнейших производителей теплоизоляционных материалов. Пока же «Пеноплэкс» вынужден строить заводы в России и СНГ — конкуренты не дремлют. Новый, уже четвертый по счету, завод начал работу в Таганроге всего месяц назад, весной следующего года должен открыться завод в Казахстане. Компания растет динамично: с 2003-го по 2006 год объем производства «Пеноплэкса» вырос почти в три с половиной раза, к концу 2007 года он увеличится более чем в пять раз по сравнению с 2003-м. Для сравнения: весь рынок теплоизоляции из пенопластов за тот же период увеличился вдвое (см. график).

Несмотря на большое число конкурентов «Пеноплэкс» продолжает оставаться безусловным лидером на российском рынке экструдированного пенополистирола. Сказывается вертикальная интеграция: питерская компания, единственная из производителей, полностью обеспечивает себя собственным сырьем (полистиролом). Кроме того, за десять лет группе удалось сформировать настоящий бренд. Фактически многие годы весь экструдированный пенополистирол называли в России пеноплексом, как ксероксом именовали все копировальные аппараты. Наконец, среди прочего успех «Пеноплэкса» приписывают также наличию мощного фин

Профиль компании «Пеноплэкс»

Положение на рынке

  • Лидирует на рынке экструдированного пенополистирола (XPS) уже десять лет
  • Занимает более половины рынка XPS
  • Занимает порядка 35% рынка полистирола общего назначения
  • Имеет четыре завода: на Северо-Западе, Юге, Урале и в Западной Сибири

Конкурентные преимущества

  • Ежегодное увеличение производственных мощностей по XPS
  • Собственное сырье (полистирол)
  • Покрытие региональных рынков за счет строительства производств на местах
  • Устоявшаяся дилерская сеть

Стратегические планы

  • Закрепление на региональных рынках и в странах СНГ, строительство там новых производств
  • Вхождение в тройку крупнейших производителей XPS в Европе
  • Выход на рынок гидроизоляции
  • Создание собственной торговой сети для реализации строительных и отделочных материалов

Риски

  • Стремительное появление большого числа новых производителей XPS
  • Усиление конкуренции со стороны товаров-заменителей: каменной и стекловаты, вспененного полистирола
  • Изменение технических строительных норм