Курс на Луну изменить нельзя

Русский бизнес
Москва, 13.08.2007
Экс-президент РКК «Энергия» Николай Севастьянов настаивал на организации пилотируемых полетов на Луну, за что и поплатился своей должностью. Теперь этот проект предстоит реализовать новому главе корпорации Виталию Лопоте независимо от того, хочет он этого или нет

Внеочередное собрание акционеров РКК «Энергия» подавляющим большинством голосов избрало новым президентом корпорации Виталия Лопоту. Кресло руководителя корпорации стало вакантным после скандальной отставки прежнего главы РКК Николая Севастьянова, которую в конце июня нынешнего года инициировал глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Контрольный пакет акций «Энергии» принадлежит трудовому коллективу и нескольким частным фирмам, а во владении государства — всего около 38% акций. Тем не менее федеральный центр всегда активно вмешивался в финансовую и производственную деятельность корпорации, и этому есть объяснение. Во-первых, пакет миноритариев распылен среди нескольких тысяч акционеров, которые редко выступают единым фронтом, тогда как государство по всем вопросам голосует консолидированно. Во-вторых, РКК выполняет ряд государственных программ, в частности отвечает за эксплуатацию российского сегмента МКС, и поэтому просто не может быть неподотчетной профильным государственным ведомствам. Но даже в этой ситуации все вопросы стратегического развития корпорации менеджмент «Энергии» до последнего времени решал самостоятельно. И это вызывало у чиновников Роскосмоса плохо скрываемое раздражение.

Космический гнев

Критике наших космических чиновников в первую очередь подверглась разработанная под руководством Николая Севастьянова программа стратегического развития РКК «Энергия», предусматривающая создание в ближайшие десять—пятнадцать лет нового многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер», а также организацию полетов на Луну и Марс. Господин Севастьянов не только разрабатывал амбициозные проекты, но и открыто критиковал чиновников Роскосмоса за нерасторопность.

По словам экс-президента РКК, для «Энергии» создание новой транспортной космической системы, которая сможет вывести космические полеты и доставку грузов на МКС на качественно новый уровень, станет основой других проектов освоения космоса. «Решение о реализации программы “Клипер” нужно принимать уже в этом году, чтобы начать разработки в полном объеме и создать полноценную систему к 2013–2015 году», — говорил Севастьянов. В противном случае, по его словам, через пять—десять лет Россия может потерять свои лидирующие позиции в области пилотируемой космонавтики, так как наши зарубежные партнеры уже ведут разработки новых технологий, в то время как мы используем одноразовые «Прогрессы» и «Союзы», идея которых была сформулирована еще в 60-е годы. Экс-президент «Энергии» прямо говорил, что философия одноразовых кораблей морально устарела и не позволяет промышленно осваивать околоземное пространство. В то время как система «Клипер», включающая пилотируемый корабль и космический буксир, позволяет не только расширить возможности полетов — довести экипаж корабля до шести человек, но и существенно снизить себестоимость транспортных операций. Полноценная конструкторская разработка системы «Клипер» требует около 50 млрд рублей. И это без учета затрат на создание флота из пяти кораблей и соответствующ

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (570) 13 августа 2007
    Региональная политика
    Содержание:
    Судьбы губернаторские

    Нынешняя волна региональных скандалов свидетельствует о кризисе нынешней модели выстраивания вертикали власти. И своими последними действиями Кремль дал понять, что он готов поменять эту модель, несмотря на грядущие выборы

    Реклама