Репортаж с чужой планеты

Культура
Москва, 13.08.2007
«Эксперт» №29 (570)

Кавказ, казалось бы, у нас все время на слуху, но свежих человеческих впечатлений о нем очень мало. Граждане РФ туда почти не ездят — разве что в Абхазию и на Домбай. По телевизору показывают только президентов и ребят с автоматами. А кавказцы в Москве — это в основном люди-функции, зарабатывающие деньги. Поэтому при всем обилии новостей по-человечески Кавказ стал для России темным пятном. Чтобы восполнить дефицит информации, Музей им. А. Сахарова проводит в августе мероприятие «Соседняя планета» — небольшой фестиваль современного кавказского кино и выставку фотографий корреспондента журнала «Русский репортер» Юлии Вишневецкой.

Основа фестиваля — документальные и игровые ленты, рассказывающие о жизни на войне и после войны. Армянский режиссер Вардан Оганесян был военкором во время конфликта в Карабахе, через двенадцать лет вернулся, разыскал людей, которых снимал тогда, и сделал фильм об их судьбах. «История людей на войне и в мире» в прошлом году победила на престижном кинофестивале «Трайбека» в Нью-Йорке. Фильм Марии Новиковой «Три товарища» — рассказ о трех молодых грозненских ребятах, о том, как война перемалывает их жизни, разводит и снова сводит. В картине много кадров, сделанных одним из ее героев, оператором Рамзаном, который фанатично снимал все вокруг и погиб во время работы. Художественный фильм Марии Саакян «Маяк» — женская киноверсия войны на Кавказе: стрельбы здесь нет, зато есть непрекращающееся чувство страха. Все действие фильма проходит в кавказской деревушке, отрезанной от мира некой обобщенной войной. Московская девушка Лена, приехавшая за бабушкой и дедушкой, обнаруживает, что вывезти их отсюда невозможно, и в итоге остается в деревне. В новостях — атаки и бомбардировки, толпы беженцев штурмуют поезда, а жители деревни пытаются сохранить прежнюю жизнь.

Что касается фотографий, то любопытен сам принцип их размещения. Противоположные стены выставочного зала как бы обозначают два склона Кавказа — Грузия и Чечня, мир и война, счастье и несчастье. От Алазанской долины до горной Чечни километров сто, однако жизнь здесь принципиально разная. Чеченские фотографии сделаны ранней весной, но плохая погода лишь способствует выразительности снимков. Холод и разруха высвечивают что-то важное в горской жизни, какую-то ее старинную одинокую суть. Что касается Грузии, то она у Вишневецкой погружена в себя. Фотографии показывают гедонизм, медитативность и чувственность грузинской жизни. Люди глядят в кадр дружелюбно, но рассеянно, словно ненадолго отвлекаясь от чего-то приятного. Так же глядит на фотографа грустная белая корова из деревни, где родился Пиросмани.

Не зря выставка объединена с кинофестивалем: снимки Вишневецкой чем-то напоминают документальное кино. Она не погружает зрителя в свое видение, не заставляет смотреть сквозь специальный оптический прибор. Зато дает внятное и подробное представление о реальности, о которой мы знаем только понаслышке.

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (570) 13 августа 2007
    Региональная политика
    Содержание:
    Судьбы губернаторские

    Нынешняя волна региональных скандалов свидетельствует о кризисе нынешней модели выстраивания вертикали власти. И своими последними действиями Кремль дал понять, что он готов поменять эту модель, несмотря на грядущие выборы

    Реклама