Судьбы губернаторские

Тема недели
«Эксперт» №29 (570) 13 августа 2007
Нынешняя волна региональных скандалов свидетельствует о кризисе нынешней модели выстраивания вертикали власти. И своими последними действиями Кремль дал понять, что он готов поменять эту модель, несмотря на грядущие выборы
Судьбы губернаторские

Регионы пришли в движение. Нет, в самих регионах все спокойно, но местные власти явно начало трясти. За неполный месяц посадили очередного мэра губернской столицы (мэр Архангельска Александр Донской), два губернатора ушли в отставку (новгородский Михаил Прусак и сахалинский Иван Малахов), в администрации одного прошла проверка Генпрокуратуры (пермский губернатор Олег Чиркунов), а еще один то ли заявил о скорой отставке, то ли вот-вот заявит (самарский губернатор Константин Титов). Такого никогда не было. Мэров сажали, губернаторов отставляли, но чтобы так все и сразу! Очевидно, что мы имеем дело с новой тенденцией.

В единую линию все эти разные истории складываться никак не хотят. Кремль зачищает губернаторов ельцинского призыва (уже ушедший Михаил Прусак и в очередной раз отправляемый прессой в отставку Константин Титов)? Но при чем здесь Иван Малахов и Олег Чиркунов, ставшие губернаторами уже при Путине? Можно вспомнить о продолжающемся конфликте избранных мэров столичных городов и назначаемых губернаторов, но кроме архангельской истории все остальные совсем про другое. Можно говорить о том, что в любом конфликте побеждает вышестоящий начальник, но и это решительно ничем не подтверждается. С куда большими основаниями можно говорить, что сила оказывается за тем, у кого под контролем местная прокуратура (которая в нынешнем виде доживает последние дни, а потому ресурс этот надо использовать быстрее), но если что-то этим и можно объяснить, то лишь частично.

Итак, мы имеем дело с разными историями, и, чтобы понять тенденцию, надо прежде всего внимательно к ним присмотреться.

Это разные истории, у каждой из них свои причины и свои движущие механизмы.

Самый перспективный губернатор

Михаил Прусак возглавил Новгородскую область еще в октябре 1991 года. В то время губернаторы делились на крепких хозяйственников и либералов. Первые уверенно контролировали свои регионы, подминая под себя административные рычаги и финансовые потоки, вторые имели более или менее неплохие отношения с федеральной властью, но в регионе ничего почти не контролировали, а потому слетали со своих кресел при первой возможности. Прусак же не вписывался в эту дихотомию. Он твердо держался в своем кресле, однако вместо риторики и практики крепкого хозяйствования сделал ставку на риторику либеральную и активное привлечение иностранных инвестиций.

И когда в конце 90-х в область пришли иностранные инвесторы, когда заводы построили «Кэдберри» и «Дирол», «Сан-Габен» (листовое секло) и «Ольдам» (промышленные аккумуляторы), все вдруг заговорили о новгородском экономическом чуде, а о Прусаке — как о самом перспективном губернаторе. Реальный размер инвестиций, впрочем, был не столь значительным, как пиар-эффект, но по тем временам это был действительно прорыв.

За счет чего произошел этот прорыв? В первую очередь за счет того, что Прусак не стал вести войну за контроль над регионом, сумев предложить схему мирного сосуществования всех центров силы. Он и его политика устраивали всех, в том числе н