ВТО против аборигенов

Книги
Москва, 13.08.2007
«Эксперт» №29 (570)
Правила мировой торговли, сформированные под эгидой Всемирной торговой организации, удобны развитым странам, но лишь в малой степени учитывают интересы развивающихся государств

Книга лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Ю. Стиглица и научного сотрудника Лондонской школы экономики Эндрю Чарлтона представляет собой серьезнейший развернутый анализ системы мировой торговли, сложившейся в результате деятельности одного из самых крупных международных альянсов — Всемирной торговой организации (ВТО). ВТО претендует на формирование таких правил торговых взаимоотношений между ее членами, которые обеспечивали бы всем беспрепятственный экономический рост. В реальности же правила этой организации создают значительный дисбаланс в мировом экономическом развитии, защищая в первую очередь интересы развитых стран и внося мало позитивного в динамику беднейших государств.

Например, замечают ученые, продвижение по пути либерализации рынка финансовых услуг ослабило позиции национальных финансовых компаний в развивающихся странах, что уменьшило «и без того скудное предложение для малых и средних национальных предприятий». Мировые гранды, вытеснившие местных финансистов, знающих ситуацию в экономике изнутри и ориентирующихся в платежеспособности заемщиков, не собираются заниматься всякой аборигенной мелочью и специально собирать информацию о том, насколько рискованны кредиты локальным производителям. В итоге малое предпринимательство, развитие которого могло бы решить острые социально-экономические проблемы, характерные для беднейших стран, и заложить основу будущего экономического процветания, сталкивается с дефицитом капитала.

Развитые страны часто позволяют себе то, что пытаются запретить развивающимся государствам, таким же полноправным членам ВТО, как и они сами. Так, «Америка нашла желательным ввести некоторые кредитные требования к своим банкам, чтобы побудить их… выдавать капиталы незаслуженно забытым сообществам. Эти меры служат признанием того, что государство может играть определенную роль в поощрении некоторых секторов экономики». Одновременно ЕС и США в рамках переговоров в ВТО стараются воспрепятствовать тому, чтобы аналогичные шаги предпринимали развивающиеся государства. При этом в спорах вокруг торговых правил бедные страны заведомо оказываются в проигрыше. Ведь они не могут позволить себе выделять на аналитическую и правовую поддержку своих притязаний столь же масштабные средства, как их противники.

Впрочем, авторы не отрицают, что торговля может и должна быть позитивным фактором развития: «В надлежащих условиях политические меры по снижению тарифов и других барьеров на пути движения товаров и услуг способны облегчить торговлю между нациями и привести к повышению благосостояния. В то же время мы указываем, что, хотя расширение торговых возможностей приносит развивающимся странам благо, либерализация должна проводиться со всей осторожностью, — а это задача гораздо более сложная, чем простые предписания Вашингтонского консенсуса (Вашингтонский консенсус — комплекс политических мер, которые, по мнению ряда экономистов, составляют формулу обеспечения экономического роста в развивающихся странах. Эти меры включают прив

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (570) 13 августа 2007
    Региональная политика
    Содержание:
    Судьбы губернаторские

    Нынешняя волна региональных скандалов свидетельствует о кризисе нынешней модели выстраивания вертикали власти. И своими последними действиями Кремль дал понять, что он готов поменять эту модель, несмотря на грядущие выборы

    Реклама