Покупают только Азия и президент

Повестка дня
«Эксперт» №31 (572) 27 августа 2007
Прошедший в Жуковском МАКС-2007 так и не смог стать крупной выставкой мирового масштаба. Несмотря на то что в экспозиции приняли участие почти 800 компаний из 43 стран, сумма заключенных контрактов едва дотянула до 1,5 млрд долларов. Это ровно в 50 раз меньше, чем на последнем авиасалоне в Ле Бурже
Покупают только Азия и президент

Едва ли не главное достижение нынешнего МАКСа — рекордная выручка его организаторов. Устроитель выставки ОАО «Авиасалон» перешел на расчеты в евро и в результате смог заработать около 30 млн евро — почти в полтора раза больше, чем во время прошлого МАКСа два года назад. А вот производители нашей авиатехники похвастаться такими успехами не смогли. В сегменте военной авиации Россия заключила всего два серьезных пакета контрактов. «Рособоронэкспорт» подписал с минобороны Индонезии протокол о вступлении в действие контракта на поставку шести истребителей семейства Су-27/Су-30 на сумму 330 млн долларов. А РСК «МиГ» договорилась о строительстве склада запчастей в Индии и о ремонте самолетов, находящихся на вооружении Казахстана и Польши. Это принесло нашим авиастроителям еще около 70 млн долларов. В сфере гражданской авиатехники торговля самолетами шла активнее. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» умудрилась продать иранской авиакомпании Iran Airtur пять лайнеров Ту-204 на 150 млн долларов. Еще шесть таких же самолетов «Ильюшин Финанс Ко» продала за 250 млн долларов «Авиалиниям 400» — второму дисконтному авиаперевозчику России (будет работать под торговой маркой Red Wings). А авиакомпания «Атлант-Союз», принадлежащая правительству Москвы, приобрела четыре самолета Boeing 737–700 нового поколения у американцев. Каталожная стоимость этих лайнеров составляет 249 млн долларов, но «Атлант-Союз», судя по всему, получил неплохую скидку.

Наконец, настоящим сюрпризом на МАКСе стал контракт ГТК «Россия» (она обслуживает первых лиц страны, включая президента) по приобретению третьего самолета Ил-96-300 для Владимира Путина, а также договор о финансовом лизинге шести украинских Ан-148 сроком на пятнадцать лет. Точная сумма этих сделок неизвестна. Но учитывая, что предыдущий президентский лайнер обошелся казне почти в 200 млн долларов, можно предположить, что и нынешний самолет стоит не дешевле. Первоначально этот лайнер предназначался для председателя Госсовета Кубы Фиделя Кастро, но у команданте не хватило денег на новый самолет, и Путин решил забрать его себе.