Фундаментальные недостатки

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
На российских строителей полился золотой дождь. Однако и по освоению современных технологий, и по обеспеченности ресурсами, и по уровню корпоративного управления отрасль к масштабным инвестициям готова слабо

Бурный рост промышленного и жилищного строительства, происшедший в последние годы, привел к заметному усилению позиций отрасли в нашем ежегодном рейтинге. Если в прошлом «Эксперте-400» доля строительных компаний в суммарной выручке участников рейтинга составила 1,7%, то по итогам нынешнего рейтинга — уже 2,2%. Из предприятий отрасли, попавших в число 400 крупнейших, 13 занимаются промышленно-инфраструктурным строительством, а 9 — девелопментом и возведением жилья.

Инфраструктурное и промышленное строительство

Ведущие компании, занимающиеся инфраструктурным и промышленным строительством, вошли в современный рынок, благополучно переименовавшись из советских отраслевых «-промстроев». Именно они занимаются освоением растущих инвестпрограмм естественных монополий. Так, большая часть строительных подрядов «Газпрома», который расходует на инвестиции ежегодно порядка 20% от выручки, приходится на долю «Стройтрансгаза» и Сварочно-монтажного треста (ведут работы в рамках таких масштабных проектов «Северный поток» и «Сахалин-2»). Сходным образом обстоит дело с реализацией в рамках инвестпрограмм строительных проектов у «Транснефти» (в 2006 году на вложения в инфраструктуру, которые осваивает непосредственно компания, пошло свыше 70% от выручки; самый масштабный проект — уже начатая прокладка трубопроводной системы ВСТО стоимостью 12,5 млрд долларов) и Российских железных дорог (расходы на инфраструктуру в 2008–2010 годах составят 13,5 млрд рублей, основной подрядчик — «Росжелдорстрой»).

Не менее масштабна инфраструктурная составляющая в уже реализуемых и только планируемых объектах в сфере жилищного строительства — в рамках нацпроекта правительством отобраны 22 из предложенных частным бизнесом комплексов, инженерные и транспортные сети для которых будут профинансированы за счет государства. На эти цели в 2008–2010 годах выделят около 256 млрд рублей. Крупным инфраструктурным проектом станет подготовка к Олимпиаде 2014 года в Сочи, требующая порядка 330 млрд рублей. Из них 110 млрд пойдут на строительство новой транспортной сети региона.

Промышленное строительство тоже не стоит на месте. Ведущими его представителями в рейтинге можно назвать «Группу E4», осуществляющую проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов энергетики, и «Глобалстрой-Инжиниринг», ведущий строительство и модернизацию объектов нефте- и газопереработки. Дальнейшее развитие их деятельности во многом зависит от отраслевых инвестиционных программ. РАО «ЕЭС России» скорректировало утвержденную в начале года инвестиционную программу: согласно новому варианту в 2008–2010 годах на строительство и модернизацию энергетики будет потрачено 3,1 трлн рублей (правда, в эту сумму включены и расходы на закупку оборудования). Нефтяники, как показывает практика последних лет, тоже готовы тратить на инвестиции до 20% от выручки ежегодно. Только «ЛУКойл» планирует потратить в течение 2006–2016 годов в зависимости от цены нефти от 78 до 112 млрд долларов.

Основным заказчиком инфраструктуры в Ро

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама