И менеджер, и бюрократ-виртуоз

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Лояльность власти и успешная реализация трубопроводных проектов позволили Семену Вайнштоку удержаться в кресле главы «Транснефти» при двух президентах

Госмонополия «Транснефть» — крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, обеспечивающих транспортировку около 95% объемов российской нефти. Контроль над ней — ключевая для страны задача, без выполнения которой невозможно нормальное функционирование нефтянки, главной «дойной коровы» государства. Но, кроме того, это еще и управление гигантскими финансовыми потоками (седьмая часть стоимости нефти «остается» в трубе) и полномочиями (какое направление развивать и кому выдавать привлекательные квоты). Глава «Транснефти» Семен Вайншток не похож на операционного менеджера, руководящего повседневной деятельностью компании и выработкой стратегии. В отличие от коллег по отрасли 60-летний Вайншток нефтянке посвятил меньшую часть карьеры. Как советский кадровик и руководитель многочисленных организаций он занимается не менее, а может, и более важной для государственной компании работой по взаимодействию с властью и встраиванию компании в систему интересов разных влиятельных групп.

В нефтянку Вайншток пришел в 1982 году, встав во главе одного из добывающих подразделений; за 90-е годы вырос до генерального директора компании «ЛУКойл — Западная Сибирь». Назначение Вайнштока на должность главы «Транснефти» произошло в сентябре 1999 года, причем с изрядным скандалом. Прежнего главу компании Дмитрия Савельева из кабинета выгонял ОМОН (суды его смещение сочли незаконным). Впрочем, в декабре 1999 года собрание акционеров ОАО «Транснефть» окончательно утвердило Вайнштока президентом компании до 2004 года. Поговаривают, что бывшего лукойловца активно протежировала «семья», глава тогдашнего Минтопа Виктор Калюжный, первый вице-премьер Николай Аксененко и Роман Абрамович. Как бы то ни было, Семен Вайншток сумел вовремя дистанцироваться от ненужных покровителей и удовлетворить интересы многих сторон. Он быстро уловил новые веяния, одним из первых начал демонстрировать полную лояльность путинскому окружению. Благодаря этому глава «Транснефти» оказался среди немногих чиновников, которым удалось удержаться в своем кресле при смене властных элит.

Но вскоре перед компанией, возглавляемой умелым бюрократом и лоббистом, встала производственная сверхзадача. После спада 90-х в нынешнем десятилетии добыча нефти в стране стала стремительно расти — на фоне низкого спроса на нефтепродукты. Возникла срочная потребность в переконфигурации советской системы нефтепроводов, с тем чтобы можно было поставлять огромные объемы сырой нефти на экспорт. Стопроцентную зависимость от соседей-транзитеров следовало ослабить путем создания новых, целиком контролируемых Россией маршрутов. Впервые в новейшей истории России требовалось запустить инфраструктурные мегапроекты стоимостью в миллиарды долларов.

И здесь Семен Вайншток показал себя ярым государственником. В начале 90-х были заблокированы попытки нефтяных компаний создать частные трубопроводы (ЮКОС намеревался протянуть трубу в Китай, а ТНК-BP и «ЛУКойл» — до Мурманска). Возник дефицит трубопроводных мощностей, вызвавший острую критику

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама