«Иркут» летит на гражданку

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Ему достался сложный бизнес — чтобы удержаться на рынке, «Иркут» должен существенно изменить структур своего производства

Президент «Иркута» Олег Демченко — в полном смысле слова человек из народа. Перед тем как встать у руля крупнейшей частной авиастроительной корпорации России, он прошел все ступеньки служебной лестницы — от мастера цеха до генерального директора яковлевского ОКБ. В первые пореформенные годы эта фирма едва сводила концы с концами. Гособоронзаказ приближался к нулю, опытное производство стремительно деградировало, конструкторы целыми отделами уходили в бизнес. На этом фоне другие российские производители боевых самолетов — «Сухой» и МиГ — жили прямо-таки по-королевски. Исполняя крупные экспортные контракты с Индией и Малайзией, фирмы Сухого и Микояна тратили сотни миллионов долларов на модернизацию истребителей четвертого поколения Су-27 и МиГ-29.

У Демченко ничего этого не было. Единственная конкурентоспособная разработка ОКБ Яковлева — учебно-боевой Як-130 — в то время существовала лишь на бумаге и требовала многомиллионных дополнительных затрат. Тем не менее Олег Демченко умудрился продать чертежи прототипа Як-130 итальянской компании Aeromacchi. Чем руководствовались итальянцы, заключая эту сделку, до сих пор остается загадкой. Во всяком случае, создать конкурента Як-130 по этим чертежам они так и не смогли. Зато яковлевцам итальянские миллионы пришлись как нельзя кстати. ОКБ не только продолжило разработку своего нового самолета, но даже смогло изготовить несколько опытных образцов.

Впрочем, кардинально изменить ситуацию в фирме сделка с итальянцами все равно не могла. ОКБ Яковлева развивалось слишком медленно. И Олег Демченко это прекрасно понимал. Поэтому, когда в 2003 году главный акционер «Иркута» Алексей Федоров предложил ему объединить компании, Демченко сразу согласился. «Иркут» выкупил контрольный пакет акций яковлевской фирмы, превратив таким образом эту компанию в свою дочернюю структуру. Поступок Демченко Алексей Федоров не забыл — и после своего назначения в ОАК сделал все возможное, чтобы кресло президента «Иркута» занял бывший руководитель яковлевского ОКБ.

В новой должности Олегу Демченко предстоит сделать то, что не успел Алексей Федоров: диверсифицировать производство и увеличить к 2013 году долю гражданской продукции в общем объеме продаж до 50%. Несмотря на то что портфель заказов «Иркута» превышает 5,5 млрд долларов, корпорация, по сути, остается заложником одного продукта — истребителя Су-30МК. «Иркут» практически полностью зависит от спроса на эти самолеты на внешнем рынке. На них приходится почти три четверти от общего объема продаж компании. Спрос на тяжелые истребители российского производства в мире пока еще достаточно высок, их с удовольствием покупают Индия, Малайзия, Алжир, Венесуэла и Индонезия. По прогнозам американской исследовательской компании Teal Group, в ближайшие семь лет Россия поставит различным государствам около 200 самолетов типа Су-30 на общую сумму около 10 млрд долларов. Но это, судя по всему, последние деньги, которые можно получить от продаж боевых самолетов семейства Сухого. Уже в начале следующ

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама