Китайская гастроль последнего тяжеловеса

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Захватив с помощью «Русланов» более половины рынка перевозок крупногабаритных грузов, авиакомпания «Волга-Днепр» готовит прорыв в более высокодоходную нишу регулярных грузовых авиаперевозок из Азии в Европу и США

Алексей Исайкин — прирожденный предприниматель. Создав в 1990 году в Ульяновске первую в нашей стране негосударственную грузовую авиакомпанию «Волга-Днепр», подполковник ВВС в отставке полностью опроверг расхожее мнение классиков экономической теории о том, что спрос неизменно порождает предложение. Его компания (Исайкин контролирует около 62% акций) представила мировому рынку уникальную услугу — перевозку крупногабаритных и сверхтяжелых грузов на самолетах Ан-124 «Руслан». Эти лайнеры, созданные в начале 1980-х по заказу Минобороны, предназначались для быстрой переброски дивизий с тяжелой техникой из Сибири и Дальнего Востока к западным границам СССР. Тогда и в голову никому не могло прийти, что через каких-то 15–20 лет эти машины будут перевозить части американских космических ракет, спутники, турбины для ГЭС, слонов, китов, золотой запас швейцарских банков и бог знает что еще. Тем не менее «Руслан» не просто превратился в коммерческого перевозчика нестандартных грузов весом до 150 тонн — он успешно встроился в логистические цепочки крупнейших западных корпораций, став их ключевым звеном. Де-факто «Волга-Днепр», приступив к эксплуатации уникальных лайнеров, сама сформировала для них рынок перевозок и стала на нем монополистом. Объем этого рынка приближается к миллиарду долларов, а доля «Волга-Днепр» составляет около 53%. Но стоит ли записывать все эти достижения исключительно в актив Исайкина?

Бесспорная заслуга президента компании «Волга-Днепр» лишь в том, что после закрытия в 1989 году программы государственного финансирования и серийного выпуска Ан-124 он забрал у отечественных ВВС ненужные им лайнеры и стал единственным гражданским заказчиком «Руслана», сохранив таким образом производство этого уникального самолета. В остальном же Алексею Исайкину просто повезло.

Во-первых, с конкурентами. Не считая украинских «Авиалиний Антонова», их у ульяновской авиакомпании практически не было. Прежде всего потому, что специальных самолетов для коммерческих перевозок сверхтяжелых грузов никто в мире не разрабатывал, так как это невыгодно. А все аналогичные «Руслану» военно-транспортные С-5 Galaxy производства компании Lockheed Martin до сих пор находятся на балансе Пентагона и в коммерческих целях не используются.

Во-вторых, с британскими партнерами из фирмы Heavy Lift, которая до 2000 года выступала генеральным агентом по маркетингу и продажам перевозок на «Русланах» на мировом рынке. Именно участие в бизнесе ульяновской авиакомпании британцев обеспечило компанию «Волга-Днепр» заказами от таких клиентов, как Boeing, Bombardier и BP.

После разрыва с британцами в 2001 году менеджменту «Волга-Днепр» пришлось немало постараться, чтобы удержать своих клиентов и сохранить заданные темпы роста — 15–20% в год. Тем не менее компания с этой задачей справилась. В первую очередь благодаря заключению долгосрочных контрактов. По оценкам экспертов, к 2030 году половина грузоперевозок на рынке рамповых самолетов (Ан-124, Ил-76) будет осуществляться по долгосрочным ко

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама