Мастер синергии

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Лев Хасис — один из тех, кто причастен к крупнейшей сделке по слиянию на отечественном рынке сетевой розницы: объединению супермаркетов «Перекресток» и дискаунтеров «Пятерочка». В итоге он управляет лидером отрасли — X5 Retail Group

Радостная улыбка не сходила с лица Льва Хасиса, председателя совета директоров компании «Перекресток». Давалась пресс-конференция по поводу объединения этой розничной сети супермаркетов с сетью дискаунтеров «Пятерочка». По тому, с какой живостью откликался на вопросы Хасис, с какой энергией рассуждал об ожидаемом синергетическом эффекте от слияния, присутствующим журналистам было ясно: с его плеч спал тяжелый груз многодневных обсуждений, прокручивания различных вариантов сделки, продвижения интересов компании в плотнейшей среде. И действительно, структура сделки отличалась сложностью, для ее реализации потребовалось привлечение крупного кредита. А главное, обе компании, будучи лидерами рынка, обладая высокопрофессиональными командами менеджеров и достаточными средствами, чтобы привлечь к процессу самых квалифицированных инвестиционных консультантов, имели прочные переговорные позиции. В таких условиях договориться о решении, которое удовлетворяло бы амбиции акционеров обеих сторон и одновременно давало бы старт перспективному проекту, — задача нетривиальная, требующая от переговорщиков терпения и упорства, напористости и гибкости. Понятно, что решение давалось нелегко. Зато в мае 2006 года проведено крупнейшее слияние на российском розничном рынке и создан лидер сетевой продовольственной торговли — X5 Retail Group, сразу же оставивший всех конкурентов позади. Компания, которая спустя год способна вновь совершить большой рывок ради дальнейшей экспансии. Сегодня X5 Retail наравне с грандами мировой торговли Carrefour и Wal-Mart претендует на приобретение российских активов турецкой компании Enka, развивающей у нас торговую сеть «Рамстор».

А начиналось все четырьмя годами раньше. Лев Хасис занял пост председателя совета директоров компании «Перекресток», любимого детища «Альфа-Групп», в 2002-м. Именно тогда стали реализовывать стратегию превращения «Перекрестка» из игрока локального уровня в сеть национального масштаба. Практически одновременно о своих претензиях на федеральный масштаб заявил и «Седьмой континент», прямой конкурент «Перекрестка». Стартовали соперники, можно сказать, с одинаковых позиций: обе сети выросли на «жирном» московском рынке, обе целевой аудиторией считали народившийся в стране средний класс и выбрали для обслуживания его интересов формат супермаркета. Обороты у «Перекрестка» на тот момент были чуть выше, а темпы прироста — чуть ниже, чем у «Седьмого». Но уже в 2004 году «Перекресток» значительно опередил конкурента на пути к заветной цели: оборот превысил показатели «Седьмого» на 34%, а темпы прироста — на 35 п. п. Все дело в том, что руководители «Перекрестка» проявили стратегическое мышление. Они поняли: средний класс перестал быть исключительно столичным феноменом. И в 2003 году смело двинулись осваивать регионы. Завершился год регионального прорыва поглощением удивительно точно выбранного объекта — компании Middle Spar Volga (MSV). Из всех прочих кандидатов на поглощение она выделялась тем, что, развивая франшизу Spar

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама