Миссионер в погонах

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Служба в разведке и активная работа в команде президента России помогают главе РЖД Владимиру Якунину решать любые задачи своей корпорации независимо от их масштаба и стоимости

Президент РЖД Владимир Якунин — яркий представитель президентской команды питерских силовиков. Свое продвижение к посту руководителя железнодорожной монополии он начал семь лет назад, превратившись из начальника инспекции Главного контрольного управления президента РФ по Северо-Западу в замминистра транспорта, а спустя еще два года — в первого заместителя министра путей сообщения. В результате уже в момент создания ОАО РЖД осенью 2003 года Владимир Якунин рассматривался как один из основных кандидатов на пост руководителя новой госкомпании.

Главных аргументов в пользу его назначения было два. Во-первых, давняя дружба с Владимиром Путиным, во-вторых — богатый опыт работы на должностях, связанных с международными отношениями. Прежде всего в Госкомитете Совмина СССР по внешнеэкономическим связям (кстати, одновременно с ним там работал и Михаил Фрадков) — эта структура использовалась для прикрытия сотрудников Первого главного управления КГБ.

В команде будущего президента он отвечал за привлечение иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга через созданный им Международный центр делового сотрудничества и банк «Россия». Тем не менее при образовании ОАО РЖД пост главы компании достался экс-министру МПС Геннадию Фадееву, а Владимир Якунин стал его первым заместителем. Объяснение простое: к тому моменту Якунин всего год занимался вопросами железнодорожного транспорта, ему просто требовалось дополнительное время, чтобы вникнуть во все тонкости управления хозяйством РЖД.

Встав у руля железнодорожной монополии летом 2005 года, Владимир Якунин первым делом начал сокращать расходы. Прежде всего ревизии подверглись соглашения, подписанные Геннадием Фадеевым с концерном Siemens на поставку 60 высокоскоростных электропоездов нового поколения стоимостью более 1,5 млрд евро. Вместо шестидесяти электричек Якунин решил закупить только восемь. За них РЖД заплатит в общей сложности 276 млн евро. «Мы тогда трезво оценили наши возможности и просто протянули ножки по одежке», — объяснил нам свое решение глава РЖД.

Действительно, финансовое состояние монополии нельзя назвать идеальным. Несмотря на то что чистая прибыль в прошлом году превысила 26 млрд рублей, рентабельность грузовых перевозок — главного бизнеса компании — упала с 22 до 19% и продолжает стремительно снижаться. А общая рентабельность ОАО с учетом планово убыточных пассажирских перевозок, ставящих компания в дискриминационные условия по сравнению с частными операторами подвижного состава, едва дотягивает до 3,5%.

Независимые компании, владеющие собственным парком грузовых вагонов, могут предоставлять свои услуги по ценам на 15% ниже (то есть на величину «вагонной составляющей»), чем РЖД. Монополия такой возможности лишена, так как обязана жестко придерживаться тарифов, установленных ФСТ. В результате частники вытеснили РЖД из наиболее доходных сегментов грузового рынка. Так, независимые операторы сейчас выполняют более 53% перевозок руды, более 60% — нефти, около 70% — химикатов. Именно поэтому прош

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама