Опять не до стратегии

Тема недели
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)

Кадровые новации в кабинете министров зафиксировали новую расстановку сил во власти — именно правительство отныне стало главным органом госуправления. Свидетельство тому — едва ли не все наиболее близкие соратники Владимира Путина работают отныне в Белом доме. Виктор Зубков, Сергей Иванов, Дмитрий Козак, Дмитрий Медведев, Сергей Нарышкин — шаг за шагом все они собрались здесь. Было время, когда президент расставлял своих людей на самые разные посты. Теперь же он собрал их под одной крышей. Что это может означать?

Во-первых, это явный признак завершения цикла, в течение которого президент установил прямой контроль над органами госвласти. Когда президентское правление Путина начиналось, в его распоряжении имелись: не слишком лояльная Госдума, чужое ельцинское правительство, не вполне свои силовики и двуглавая администрация. Сначала, в марте 2001 года, президент взял под контроль силовиков: в результате стремительной кадровой перестановки Иванов, Грызлов, Фрадков возглавили, соответственно, Минобороны, МВД и налоговую полицию. Затем, после отставки Александра Волошина в октябре 2003-го, полностью президентской стала администрация. Успех «Единой России» на думских выборах 2003 года закрепил влияние Путина в парламенте. И открыл дорогу к роспуску правительства Михаила Касьянова прямо перед президентским выборами 2004-го.

С тех пор правительство Фрадкова довольно долго существовало в режиме маневрирования между различными группами влияния в Кремле. Но постепенно люди президента начали перебираться в правительство. Необходимость использовать власть по назначению, в частности предпринимать какие-то долгосрочные целенаправленные действия в экономике, требовала большей эффективности правительства, однако административная реформа ожидаемых результатов не дала. И самым эффективным методом наращивания мощности правительства стали кадровые усиления кабинета наиболее близкими соратниками Путина, которые в силу близости к президенту только и могли проводить через правительственный аппарат требуемые решения.

Первым эту дорогу проложил Дмитрий Медведев, который в ранге первого вице-премьера взялся курировать нацпроекты. Затем Сергей Иванов — переход с «силовой» должности министра обороны на пост первого вице-премьера, курирующего ВПК, вполне можно рассматривать именно как переход на работу в «гражданское» правительство. И вот теперь в правительство пришел Дмитрий Козак — идеолог административной реформы и один из наиболее жестких и инициативных членов путинской команды. Почти все наиболее влиятельные путинцы, непосредственно связанные с государственным управлением, собрались в Белом доме.

Таким образом, сегодня правительство — главный политический инструмент Путина. И именно ему отводится центральная роль в начинающемся выборном цикле. Эффективность и эффектность действий правительства во многом предопределит результаты думских и президентских выборов. Более того, нынешний состав правительства, видимо, задаст рамки для политики нового президента в начальный период

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама