Романтик с волчьей хваткой

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
За десять лет управления «Аэрофлотом» Валерий Окулов показал себя не только хорошим производственником и талантливым стратегом, но и жестким менеджером, беспощадным к конкурентам

Гендиректору «Аэрофлота» Валерию Окулову 55 лет. Из них последние десять он возглавляет национальную авиакомпанию России. Начав свой трудовой путь в 1975 году в свердловском авиаотряде, юный выпускник штурманского факультета Академии гражданской авиации СССР быстро сделал головокружительную карьеру. «При таком тесте чего ж не сделать!» — воскликнут злопыхатели. И будут неправы. Безусловно, родственные связи с Борисом Ельциным сыграли свою роль. Но если бы не личные качества Окулова, «Аэрофлот» наверняка повторил бы судьбу PanAmerican, Swiss Air, Sabena и еще десятка подобных авиакомпаний. Эти перевозчики, пренебрегая работой на местных линиях, ориентировались в основном на высококонкурентные международные маршруты и в результате быстро разорились. Валерий Окулов это отлично понимал и, заняв пост начальника «Аэрофлота», первым делом вернул компанию на внутренние рейсы. Вначале это казалось безумием, так как валютную выручку и основную прибыль тогда приносили именно международные рейсы. На внутренних линиях царили неразбериха, демпинг, квотирование, тотальные неплатежи. Но со временем стало ясно, что выбранная стратегия оказалось единственно верной.

За последние десять лет «Аэрофлот» более чем вдвое увеличил объем перевозок — с 3,5 млн до 7,3 млн пассажиров. А чистая прибыль компании за последний год превысила 258 млн долларов. И это на фоне беспрецедентно высоких цен на нефть! «Ничего удивительного, просто в полной мере заработал эффект от обновления самолетного парка», — говорит Окулов. И это еще одно важное достижение главы «Аэрофлота». Получив в управление разношерстный парк из десяти типов воздушных судов (преимущественно Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86 и проч.), гендиректор быстро навел порядок. Экономически неэффективные лайнеры советского производства были списаны, а их место заняли Airbus и Boeing.

К 2010 году парк «Аэрофлота» будет состоять как минимум из 130 машин против нынешних 95. В сегменте дальнемагистральных лайнеров «Аэрофлот» сделал ставку на новые Boeing 787 и Airbus 350, средние по протяженности маршруты обслуживают Airbus 320, а на региональных линиях будут летать отечественные Superjet 100. Сам Окулов считает, что такая трехуровневая структура парка позволит «Аэрофлоту» в полной мере реализовать бизнес-модель классической авиакомпании с широкой сетью маршрутов, ориентированной на привлечение транзитных пассажиров.

Самую болезненную работу по формированию сети «Аэрофлот» провел три года назад. Тогда авиакомпания отказалась от целого ряда линий и направлений. Прежде всего это касается Латинской Америки и Африки. «Зато мы укрепили свои позиции на ключевых рынках: в Европе, Азии, США и Канаде», — говорит Окулов. Например, вместо одного ежедневного рейса в Монреаль «Аэрофлот» стал летать пять раз в неделю в Торонто. В результате авиакомпания перетянула на себя заметную часть транзитного пассажиропотока из Индии в Канаду.

Транзит — вообще ключевой элемент новой стратегии «Аэрофлота». Транзитные пассажиры приносят авиакомпании вдвое бо

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама