Шоколадный лидер и полосатая фабрика

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Приход Александра Изосимова из Mars в российский телеком — самый смелый и самый удачный эксперимент в индустрии. Он проторил дорогу в отрасль и другим специалистам потребительского рынка

Феноменальная карьера Александра Изосимова вполне могла бы лечь в основу романа «Финансист», будь Теодор Драйзер нашим современником. В начале восьмидесятых выпускник физико-математической школы, поступив на экономический факультет МАИ, переезжает из Якутска в Москву. Будучи студентом-аспирантом, Изосимов входит в число основателей отделения AIESEC, международной ассоциации студентов. Именно в это время где-то в недрах знаменитой международной консалтинговой компании McKinsey рождается идея эксперимента: найти через AIESEC нескольких россиян для работы в своих европейских представительствах и посмотреть, как они проявят себя на ниве консалтинга. Выдержав едва ли не десяток интервью, Изосимов с успехом проходит конкурс. Так аспирант Александр Изосимов покидает МАИ, получив должность младшего консультанта в стокгольмском офисе McKinsey.

После нескольких лет работы McKinsey направляет перспективного консультанта учиться в одну из наиболее престижных бизнес-школ — INSEAD, половина выпускников которой обычно продолжает работу в качестве консультантов. В 1995 году, ближе к окончанию учебы, Александр оказывается на распутье. Несмотря на то что McKinsey оплатила Изосимову обучение, у него остается возможность покинуть компанию. А возвращаться в консалтинг он уже не хочет. «Работают там на износ, а я и так замучился», — вспоминает Изосимов. Кроме того, McKinsey платила своим консультантам куда меньше, чем, например, инвестбанкиры. Но уходить в скучный мир финансов Изосимов все же не стал. «Консультанты, например, сначала говорят об интересной работе, а уже потом переходят к вопросам оплаты. А инвестиционные компании с этого начинают: мы платим, платим и платим... Чтобы там работать, надо быть очень одержимым деньгами». Так что, закончив INSEAD, Александр переезжает в лондонский офис McKinsey.

Как оказалось, ненадолго. Спустя полгода, уже в 1996 году, он наконец возвращается в Москву. В России Изосимов занимает пост менеджера по бизнес-планированию компании Mars. Годом позже он становится финансовым директором и директором по продажам в ее московском представительстве, а к 2001 году — президентом по странам СНГ, Центральной Европы и Скандинавии.

Следующий шаг в карьере Александра Изосимова — приход на пост президента «Вымпелкома» в 2003 году — можно считать самым смелым и одновременно самым удачным экспериментом в российском телекоме, хотя западный рынок к тому времени уже давно двигался в этом направлении. Например, в начале 90-х после ухода Стива Джобса из Apple спасать компанию доверили Джону Скалли, до этого руководившего PepsiCo. Но Александр Изосимов, бывший консультант и «продавец» шоколадных конфет, ничего не понимающий в сотовых технологиях, поначалу вызывал скепсис у игроков российского рынка.

Было и еще одно опасение. Изосимов когда-то учился в одной школе с генеральным директором компании «Альфа-телеком» (которая, как и норвежский Telenor, была основным совладельцем «Вымпелкома») Алексеем Резниковичем, а затем и работал вместе с ним в McKinsey.

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама