Элитарное образование в эгалитарном обществе

Общество
Москва, 29.10.2007
«Эксперт» №40 (581)
В основе системы воспроизведения элит по-прежнему лежит элитарное образование. Но сегодня, чтобы сохранить себя, ему приходится меняться, меняя и образовательную систему

Собственно, тема международного симпозиума, организованного фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб», звучала вполне конкретно: «Подготовка кадров для государственной службы в рамках системы элитных высших учебных заведений». Однако дискуссия сразу вышла за эти рамки. Уже после первых выступлений стало ясно, что, во-первых, говорить в действительности приходится о принципиальных подходах к образованию и месте элиты в обществе, а во-вторых, что подходы эти заметно разнятся, поэтому просто услышать из уст выступающих, «как оно все правильно на самом деле», очевидно, не получится. Но именно этот «сбой» и превратил семинар в крайне содержательное мероприятие.

Впрочем, содержательность во многом была предопределена самим форматом семинара. И дело не только в его представительности — с нашей стороны присутствовали, в частности, министр образования и науки и заместитель главы администрации президента; с британской — директора ведущих колледжей, в том числе Итонского; с французской — представители крупнейших институтов и, что крайне немаловажно, госучреждений. Семинар, несмотря на формальное равенство участников, был по сути смотром, а принимающая сторона выступала в роли оценочной комиссии, задачей которой было разобраться, что нам делать с нашей системой образования и подготовки элит, что нам подходит из мирового опыта, а что нет, в чем вообще состоит этот опыт и как выглядят в современных реалиях французская и британская образовательные системы.

Три системы подготовки элит

Тут, впрочем, нужно небольшое, но крайне важное историческое отступление. Еще в XVIII веке обозначились три основные системы образования (в современной терминологии — высшего образования): немецкая, британская и французская. В XIX и XX веках они претерпевали различные изменения, но все перемены происходили в определенной общей системой парадигме. Основой германской системы высшего образования стал университет. Определяющие черты университета: превалирование общенаучного образования над частным и сочетание преподавательской и научной функций (система кафедр делала университеты не только образовательными, но и научными центрами). Еще одной важной, а возможно, и определяющей чертой университета была его отдельность от государства. Университет — свободное учреждение, существующее на принципах самоуправления и самоорганизации без спущенных сверху программ и штатных расписаний. Кого в итоге готовил университет? Научную элиту, но не столько специалистов в отдельных областях (ключевым в германском университете был факультет философии), сколько широко образованную элиту с научным мировоззрением. Это во многом предопределило германское научное первенство в XIX и первой половине XX века. Но не только. Университетская система формирования элит показала себя весьма успешной на поприще государственной и военной деятельности в период становления единого германского государства. Однако доминирующего влияния на чиновничество и государственное управление выпускники университетов в и

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (581) 29 октября 2007
    Средний Восток
    Содержание:
    Еще одна ошибка

    Средний Восток оказался в шаге от геополитической катастрофы. Конфликт вокруг Иракского Курдистана может спровоцировать полномасштабную перекройку границ в регионе

    Обзор почты
    Реклама