Опаздывающие железные дороги

Международный бизнес
Москва, 29.10.2007
«Эксперт» №40 (581)

В Германии прошла тридцатичасовая забастовка железнодорожников. Требования бастующих машинистов, по немецким меркам, просто неслыханны. Профсоюз машинистов GDL хочет немедленного повышения зарплаты (1500 евро в месяц чистыми) на 31%, а также единовременной премиальной выплаты 6000 евро на каждого работающего машиниста за отработанные сверхурочные часы. В стране, где средняя зарплата составляет 1320 евро после уплаты налогов, а профсоюзы счастливы, когда им удается выбить из работодателя пятипроцентное повышение оплаты труда, требования машинистов выглядят просто неприлично.

Это уже далеко не первая подобная забастовка за полгода. С завидным постоянством из расписания в последнюю минуту исчезают поезда как дальнего, так и пригородного сообщения. В лучшем случае пассажирам приходится мириться с многочасовыми опозданиями. Местные СМИ переполнены советами, что делать в случае отмены поезда, где и как можно получить компенсацию за бесцельно потраченные часы. Неудивительно, что больше половины граждан Германии не поддерживают требований забастовщиков. Руководство же немецких железных дорог (Deutsche Bahn, DB) и слышать не хочет о тридцатипроцентом повышении зарплат.

Впрочем, банальный, казалось бы, трудовой конфликт тесно связан с более масштабной проблемой — в самом ближайшем будущем немецкие железные дороги должны быть приватизированы.

Требуется 1200 машинистов

«Прежде всего, средняя зарплата машиниста составляет далеко не полторы тысячи евро в месяц. По нашим подсчетам, в среднем машинист получает на руки 33 тысячи евро в год, или 2750 евро в месяц чистыми. В эту сумму мы включаем всевозможные премии и льготы, например отпускные деньги, рождественские премии, премиальные суммы за работу в выходные и праздники и так далее, — пояснил “Эксперту” пресс-секретарь DB Бернд Вайлер. — Кроме того, я не могу понять, почему машинисты говорят о своей особой ответственности. В системе DB существует масса должностей, которые накладывают на работников не меньшую ответственность, чем должность машиниста. Мы не делили и не намерены делить работников на сотрудников первого и второго сорта. Поэтому мы не собираемся наделять машинистов неслыханно высокими зарплатами только потому, что машинисты обладают особыми возможностями для приостановки движения поездов и всячески пытаются извлечь выгоду из этого своего особого положения».

По словам Бернда Вайлера, руководство DB неоднократно предлагало профсоюзу GDL привлечь к дискуссии независимых экспертов, которые могли бы адекватно оценить уровень зарплат машинистов и установить, действительно ли те недополучают деньги за свой труд. Но GDL отказался от такого варианта решения конфликта, настаивая на 31-процентном повышении зарплат.

Два месяца назад DB заключили новый тарифный договор с другим профсоюзом машинистов — Transnet. Согласно этому договору зарплаты машинистов поднимаются на 4,4%. «Это самое большое повышение зарплаты за всю историю DB, однако GDL этого оказалось мало, и они отказались подписывать аналогичное соглаше

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (581) 29 октября 2007
    Средний Восток
    Содержание:
    Еще одна ошибка

    Средний Восток оказался в шаге от геополитической катастрофы. Конфликт вокруг Иракского Курдистана может спровоцировать полномасштабную перекройку границ в регионе

    Обзор почты
    Реклама