Посмотри в глаза Wal-Mart

Книги
Москва, 29.10.2007
«Эксперт» №40 (581)
Когда компания Wal-Mart стала глобальным лидером, ее модель бизнеса превратилась в разрушительную силу мирового масштаба

Основанная Сэмом Уолтоном в глубинке США — Бентонвилле, штат Арканзас, — розничная сеть Wal-Mart всего за 17 лет стала крупнейшей компанией в мире, что зафиксировано в рейтинге Forbes. Как следует из книги Чарльза Фишмана «Эффект Wal-Mart», столь колоссальный рывок обусловило то, что в основу корпоративной культуры компании ее основатель, выдвинувший лозунг «Всегда низкие цены», заложил жизненные ценности, исповедуемые средним американцем: «В характере американцев присутствует глубокая бережливость, даже скаредность, зародившаяся еще во времена освоения земель и пограничных территорий и подкрепленная более поздними событиями — Великой депрессией и карточной системой, действовавшей во время Второй мировой войны». Даже то, что процесс покупки в магазинах сети не так уж приятен (многие из них отнюдь не образцы чистоты и порядка, там плохо с навигацией, в поисках нужного товара покупатель иной раз мечется из одного конца гигантского торгового центра в другой, а порой ему приходится рыться в громадных ящиках с одеждой, чтобы подобрать подходящий размер, или пробираться с тележкой через тесный проход, рискуя столкнуть вешалки), не отвращает приверженцев таких ценностей от Wal-Mart. Наоборот, это их мотивирует, говорит Фишман: «В этом смысле мнение Сэма Уолтона об американцах было поразительно точно. Они готовы поступиться и удобством, и обслуживанием, и удовольствием, и модой, и качеством, лишь бы сделка оказалась выгодной. Wal-Mart не просто экономит деньги, она дает возможность хорошо думать о самих себе». В итоге «величайшей в истории стала компания, которая не занимается поставками оружия, не производит автомобили, не контролирует нефтяные скважины».

Отстаивая интересы среднего американца, Wal-Mart приняла за правило жестко относиться к своим поставщикам, регулярно выставляя им требования о снижении цен и не обращая внимания ни на какие аргументы против. Такая принципиальность оптимизировала не одну цепочку создания стоимости. Автор рассказывает историю о том, как Wal-Mart отучила производителей дезодорантов упаковывать флакончики в картонные коробочки, сэкономив покупателю несколько центов и заодно сохранив от вырубки не одно дерево. И чем крупнее становилась сеть, тем большие масштабы приобретало ее влияние. Однажды она обрушила биржевые цены на никель, переориентировав спрос с домашней мебели с никелевыми деталями на произведенную из других материалов. Оказывая давление на производителя, Wal-Mart стала оплотом общества потребления, обеспечив массовому покупателю доступ к благам, которые раньше были тому недоступны. Так, лососина в Америке традиционно считалась деликатесом, а после того как в дело вмешалась Wal-Mart, практически каждый американец может позволить себе питаться ею регулярно.

При такой логике развития для Wal-Mart оказались свойственны не только позитивные, но и негативные черты общества потребления. Например, компания вынудила небольшого производителя маринованных огурцов установить цену в три доллара за галлоновую банку, в то врем

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (581) 29 октября 2007
    Средний Восток
    Содержание:
    Еще одна ошибка

    Средний Восток оказался в шаге от геополитической катастрофы. Конфликт вокруг Иракского Курдистана может спровоцировать полномасштабную перекройку границ в регионе

    Обзор почты
    Реклама