Ущемленный стандарт

Русский бизнес
Москва, 29.10.2007
«Эксперт» №40 (581)
Агентство «Рус-Рейтинг» признано судом виновным в нанесении ущерба репутации банка «Русский стандарт». Конфликт прецедентен поиском баланса интересов сторон в важном рейтинговом бизнесе, который в России еще очень молод

Банк «Русский стандарт» судится с рейтинговым агентством «Рус-Рейтинг» из-за опубликованного в журнале «Профиль» нелицеприятного комментария аналитика агентства в адрес банка. Суд первой инстанции признал агентство виновным, но в качестве компенсации потребовал от него всего лишь 800 долларов вместо требуемых банком 20 млн. Агентство не признает своей вины и намерено обжаловать судебный вердикт. Чем закончится конфликт, юристы спрогнозировать не могут. Однако от того, как он разрешится, будет зависеть исход всех будущих дел подобного характера.

Сила слова

В декабре 2006 года «Рус-Рейтинг» снизил краткосрочный рейтинг банка «Русский стандарт» с уровня B+ до уровня В. Неделю спустя, 25 декабря 2006 года, журнал «Профиль» опубликовал очередное банковское обозрение со статьей «Растишка для банков», где обрисовывалась ситуация на российском банковском рынке и, в частности, упоминалось снижение рейтинга «Русского стандарта» (РС) со следующими комментариями представителя агентства (цитируем по публикации «Профиля»):

«На первый взгляд у банка хорошие финансовые показатели. Но если приглядеться повнимательнее к деятельности, можно отметить, что ему очень трудно будет удержать завоеванные на рынке позиции. Если посмотреть динамику деятельности “Русского стандарта”, то видно, что у банка снижаются темпы роста кредитного портфеля и активных операций. Объемы фондирования также снижаются — если раньше организации охотно выдавали РС синдицированные займы, субординированные кредиты и другие заемные средства, то сейчас они исчерпали лимит на этот банк», — говорит старший аналитик «Рус-Рейтинга» Юлия Архипова. По ее мнению, одним из негативных для банка факторов является его плохая репутация у клиентов. «Любому банку важно не только привлечь клиента, но и удержать. А клиент “Русского стандарта”, один раз воспользовавшись его услугами, второй раз туда не обратится», — утверждает г-жа Архипова.

Эти высказывания послужили поводом для судебного иска банка, который посчитал высказывания аналитика «Рус-Рейтинга» порочащими его деловую репутацию. «Русский стандарт» просил суд кроме опровержения этих сведений обязать рейтинговое агентство выплатить ему в качестве возмещения убытков и морального вреда 20 млн долларов — 10 млн долларов с агентства и 10 млн с аналитика агентства г-жи Архиповой. При официально показанном (база данных СПАРК) размере годового оборота «Рус-Рейтинга», не превышающем 1 млн долларов, удовлетворение иска в полном объеме грозило агентству полным разорением.

Мнение или утверждение?

Ответчики виновными себя не признали. Ключевые аргументы «Рус-Рейтинга» сводятся к тому, что спорные высказывания являются мнением аналитика, не порочат репутацию банка и не могут быть предметом иска. «Установление лимитов для кредитных организаций — общепринятая практика. И если лимит какой-то банк не установил, то это не значит, что “Русский стандарт” — плохой банк», — говорит генеральный директор «Рус-Рейтинга» Ричард Хейнсворт. Что же касается того, что клиенты «Русског

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (581) 29 октября 2007
    Средний Восток
    Содержание:
    Еще одна ошибка

    Средний Восток оказался в шаге от геополитической катастрофы. Конфликт вокруг Иракского Курдистана может спровоцировать полномасштабную перекройку границ в регионе

    Обзор почты
    Реклама