Дети золотых недель

Международный бизнес
Москва, 10.12.2007
«Эксперт» №46 (587)
На смену разномастным дешевым отелям и общежитиям в Китае приходят мощные сетевые бренды, задающие новые стандарты работы на рынке

«За три года доля недорогих гостиниц на китайском рынке существенно выросла», — начинает разговор вице-президент пекинского аналитического агентства Research in China Го Шицзе. Еще в 2005 году этот рынок представляли всего 50 компаний с 600 отелями, к началу текущего года цифры были соответственно 100 и 1000.

Сегодня крупнейшие сети скупают мелких конкурентов и стараются закрепиться по всему Китаю, не брезгуя отдаленными и экономически неразвитыми провинциями. Наиболее известные сетевики планируют экспансию в другие страны Азии, куда все чаще ездят их китайские клиенты. Времена, когда путешественника в незнакомом городе встречали десять гостиниц с ничего не говорящими названиями, а уровень сервиса в одном и том же ценовом сегменте разнился на порядок, уходят в прошлое.

Туристический взлет

Развитие гостиничной индустрии в Китае вызвано резким ростом внутреннего туристического рынка. Го Шицзе связывает это с введением в 1999 году двух дополнительных так называемых золотых недель. К обязательной неделе выходных на китайский Новый год прибавились еще две — на октябрьский День основания КНР и весенний Первомай.

Сотни миллионов китайцев, многие годы работавших фактически без отпусков, неожиданно получили немыслимое ранее количество свободного времени, которое нужно было как-то использовать. Традиционно на китайский Новый год семьи собираются вместе, поэтому две остальные выходные недели многие жители КНР стали проводить в путешествиях по стране (деньги и возможность для поездки за границу были и есть лишь у сравнительно небольшого числа горожан). Если в 1999 году в первую золотую неделю возможностью попутешествовать воспользовались 29 млн человек, то к 2007 году эта цифра возросла до 129 млн. По степени нагрузки на транспортную и гостиничную инфраструктуру это вполне сопоставимо с Олимпийскими играми, проводись они в одной и той же стране два раза в год. Неудивительно, что сегодня в Китае активно обсуждается возможность замены золотых недель нормальными отпусками, которые бы равномерно распределялись по всему году.

Бюджетные гостиницы набирают популярность и среди работающих в Китае иностранцев, однако пока большая часть клиентов таких отелей не бизнесмены, а туристы. «Крупные компании все же стараются селить своих сотрудников в более дорогих гостиницах. Это в том числе и вопрос престижа», — поясняет Го Шицзе. Рынок отелей для бизнесменов тоже развивается, но намного медленнее: крупнейшая на сегодня сеть бизнес-отелей Hanting насчитывает около 100 гостиниц со средней стоимостью размещения примерно 300 юаней. На долю же бюджетных отелей сегодня приходится не более 20–30% доходов от командировочных.

Как бы то ни было, но процесс уже запущен: начиная с 2000 года темпы роста внутреннего туристического рынка (за исключением спада в 2003 году из-за атипичной пневмонии) в среднем свыше 10% в год. В 2006 году китайцы совершили почти 1,4 млрд внутренних туристических поездок, потратив на это 623 млрд юаней (85 млрд долларов). В первые месяцы 2007 года рост вну

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (587) 10 декабря 2007
    Выборы
    Содержание:
    Вторая сила

    Выборы в Государственную думу определили основу будущей системы власти, основанной на двух центрах силы. Теперь, контролируя конституционное большинство в парламенте, Путин может без особых рисков сделать ставку на сильного президента

    Обзор почты
    Реклама