Закат автогражданки

Изменения в Законе об ОСАГО расширяют ответственность страховщиков и призваны сделать обслуживание более качественным. Однако эти же поправки могут погубить весь розничный страховой рынок

Введение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев в 2003 году фактически стало отправной точкой развития розничного страхования в России. Создатели Закона об ОСАГО рассчитывали на то, что автогражданка будет способствовать повышению страховой культуры россиян, станет локомотивом розничного страхования и вытянет за собой добровольные виды. Но надежды страховщиков на быстрый подъем других видов розничного страхования не оправдались. Между тем сам локомотив роста, похоже, заехал в тупик, выход из которого невозможен без законодательных изменений.

Практически сразу после введения ОСАГО стало понятно, что установленные поправочные территориальные коэффициенты оказались неадекватны реальной аварийности по некоторым регионам. В результате комбинированный коэффициент убыточности (с учетом выплат, изменения резервов, отчисления страховщиков в фонд РСА и расходов на ведение дела) по тарифным территориям с коэффициентом 0,5 уже в 2006 году, по расчетам «Эксперт РА», превысил 100%, притом что по Москве, например, данный показатель составил 77%, а в среднем по России — 89%.

Неадекватные региональные коэффициенты — только один из аспектов проблемы: общий рост убыточности ОСАГО определяется инфляцией, повышением страховой грамотности населения, а также распространением мошенничества. «За время действия нынешних тарифов существенно возросли цены на запчасти, — говорит первый заместитель генерального директора “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров. — Кроме того, нелишне будет напомнить, что за это же время значительно увеличился объем российского автопарка и поднялась его стоимость. При доступности автокредитов и общем повышении благосостояния граждан за руль новых дорогих автомобилей село большое количество водителей с нулевым стажем вождения, а плотность движения транспорта существенно выросла. Это означает, что на фоне роста стоимости автопарка аварийность постоянно увеличивается».

Между тем в начале декабря президент подписал поправки в Закон об ОСАГО. Наиболее значимыми для рынка новациями стали введение упрощенной процедуры оформления ДТП (так называемый европейский протокол) и системы прямого урегулирования убытков, а также увеличение лимита на одного пострадавшего до 160 тыс. рублей с отменой ограничения суммы лимита на нескольких пострадавших, увеличение срока рассмотрения заявления о выплате возмещения с 15 до 30 дней, отмена требования, в соответствии с которым страхователю вменялось предупреждать страховщика о нежелании продлевать договор ОСАГО за два месяца до истечения срока его действия и введение пени за просрочку. По словам первого заместителя генерального директора РОСНО Дмитрия Попова, «отдельные изменения и новшества не учитывались при расчете действующих в настоящее время страховых тарифов и помимо расходов страховщиков на их внедрение повлекут увеличение убыточности по ОСАГО».

По оценкам «Эксперт РА», без адекватного увеличения тарифов в 2009 году убыточность ОСАГО в целом по рынку превысит 120%, поскольку после приняти

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (588) 17 декабря 2007
    Преемник
    Содержание:
    Президент и его преемник

    Выдвижение Дмитрия Медведева кандидатом в президенты сняло нарастающее политическое напряжение, но проблема транзита власти пока остается нерешенной

    Наука и технологии
    Реклама