Падение Третьего Рима

Россия: пять веков империи / Византийское наследство По судьбе русских царей можно проследить, как, теряя свою православную веру, наш народ впал в большое искушение, обернувшееся катастрофой большевизма

Русский народ вверенное ему Богом сокровище — православие — промотал. Вытеснил из своей жизни.

Русский народ имел смысл существования именно как христианский народ. Москва была подлинным Третьим Римом — третьей столицей православной империи. Как бы ни смеялись над этим либералы, но Третий Рим закончился на нашей памяти, а Четвертому не бывать. Православных империй, к сожалению великому, в мире больше не будет.

Конечно, никакое земное устройство не надо идеализировать: на земле не может быть рая, не может быть, чтобы все было хорошо. Только безумные утописты могут такое воображать. Но православную империю — как форму государственного строя, при которой Церкви наиболее удобно осуществлять свою спасительную миссию, — мы безвозвратно потеряли.

Грозный против монархии

Одно из самых болезненных явлений современной церковной жизни — что существуют безумцы, которые хотят прославить в святых Ивана Грозного.

Иоанн IV — уродство русской истории. Безусловно, это был сумасшедший человек. Возможно, сначала-то он и был нормальным, но потом сошел с ума. Думаю, этот случай, увы, является сильнейшим аргументом в устах всех тех, кто отрицает монархию. Ведь те безобразия, опустошение и террор, которые Иван Грозный устроил на русской земле, — это и есть главная причина того, что вскоре после его смерти началось Смутное время.

Смута — это плод его опричнины и прочих его безумных установлений. Как кто-то из церковных деятелей Смутного времени сказал: «Господь разгневался на Россию ради безумного молчания нашего». Когда творились такие вещи, которые позволял себе Иван Грозный, быть может, только Митрополит Филипп — святой мученик и истинный святитель — гласно против этого восстал. Если хотя бы еще несколько епископов подняли бы голос против — тогда, возможно, Господь не попустил быть Смутному времени.

Но важно помнить, что даже худшие цари, любая власть, и такая бандитская, как большевистская, попускается Богом в наказание согрешившему народу — так к этому и надо относиться.

Монархия не избавляет подданных от напастей, она дает надежду. Есть такой известный афоризм, который я, возможно, не полностью разделяю, но который мне очень симпатичен: «Я за монархию против республики, потому что при монархии на престоле случайно может оказаться добрый и порядочный человек. А при выборах это абсолютно невозможно. Туда он никогда не долезет».

По пути к обвалу

Последствия Смуты русский народ преодолел, собравшись под водительством Минина и Пожарского. Непоправимое случилось позже — при Романовых.

Алексей Михайлович, названный Тишайшим, совершил чудовищную ошибку вместе с Никоном. Они допустили раскол — и наиболее серьезная, наиболее в церковных вопросах сведущая часть русских людей оказалась вышвырнутой, преследуемой.

Дальше Петр — обезглавил Церковь, сделал ее своим духовным ведомством.

Теперь ясно, что Романовы рубили сук, на котором сидели. Еще и Церковь существовала, и святые были, и христианские писатели были, но Екатерина бездумно закрывала монастыри — что впоследствии осуждал