Плодитесь и потребляйте

Международный бизнес
«Эксперт» №16 (605) 21 апреля 2008
В ближайшие двадцать лет внутреннее потребление будет локомотивом экономического развития Индии, а к 2025 году эта страна превратится в пятый рынок в мире по объемам продаж. Наиболее дальновидные компании пытаются застолбить себе место на этом рынке уже сейчас
Плодитесь и потребляйте

Любая статья об Индии должна включать репортажную вставку о просящих милостыню детях и бесстрашных водителях трехколесных тук-туков, не обращающих внимания на правила дорожного движения. Еще хорошо вскользь упомянуть о коровах, которым уступают дорогу даже скрипучие, разваливающиеся автобусы. Женщины в Индии по-прежнему ходят в сари, а мужчины — в чем придется; некоторые даже совсем ни в чем, за неделю в Дели я видел таких двоих — один лежал в парке, облепленный мухами, а другой бодро шел по направлению к рынку.

Для контраста неплохо рассказать о работнике удаленной службы поддержки из Бангалора, который на индийском английском с намертво затвердевшими согласными объясняет по телефону кому-то в США, почему не работает его кофеварка.

Наконец, в названии статьи уместно обыграть животную тему — индийский слон будет медленно вставать с колен или с трубным звуком расправляться с навалившимися проблемами, на худой конец, всегда можно вспомнить про слоновью болезнь индийской экономики.

Мне очень хотелось написать про ночные поездки на тук-туках, флегматичных коров на перекрестах, про тощих детей и тучных женщин в национальных костюмах и, конечно же, про слона, но я обещал г-ну Нараянсвами не делать этого.

Б. (именно так его зовут) Нараянсвами возглавляет одно из крупнейших маркетинговых агентств Индии Ipsos Indica Research и интересуется всем на свете. Достаточно сказать, что над головой у него висит карта Луны, а в телефоне играет песня на санскрите. «Это санскритский рок, когда через четыре года я уйду из бизнеса, я стану заниматься его продвижением на Западе. За этой музыкой будущее. Индия наконец поверила в себя — это видно даже по распространению хинди, который раньше считался в городах второсортным языком», — говорит он.

Индийское общество сегодня действительно переживает настоящую революцию, которая пока не очень заметна из окна самолета или такси. Плоды этой революции все еще нужно специально выискивать на местности, но с каждым годом «новая Индия» проступает все четче.

Трансформацию Индии начала нового века можно сравнить с переменами в Китае начала 90-х века двадцатого — с поправкой на культурные и политические особенности. То, что в КНР происходит почти мгновенно с помощью невероятного административного напряжения всех имеющихся ресурсов, в Индии растягивается: пока еще не слишком очевидное индийское экономическое чудо происходит не в итоге государственной программы развития, как в Китае, а в результате почти случайного сложения разрозненных частных усилий.

В Дели колоссальный дефицит гостиничных номеров, спрос превышает предложение на 300%

Своя игра

Китайская тема вообще крайне болезненна для многих индийских политиков и бизнесменов — Индия на протяжении последних двадцати лет остается в тени более мощного и успешного соседа. Сегодня экономика страны составляет лишь треть от китайской. Индия значительно проигрывает почти по всем показателям — начиная от развития инфраструктуры и заканчивая уровнем грамотности.

«Я знаю, что некоторые китайски