Молоко пошло на убыль

Русский бизнес
«Эксперт» №18 (607) 5 мая 2008
В России снизились цены на сырое молоко. Это сезонное явление, но из-за неуклюжего вмешательства государства в ценообразование на молочном рынке на сей раз оно проявилось резче обычного
Молоко пошло на убыль

«Мне невыгодно торговать по этой цене. Я оставлю у себя в стаде ровно столько коров, сколько нужно, чтобы обеспечить наши перерабатывающие мощности. Мясо подешевеет, неделю-две будем наедаться, а без молока надолго останемся», — горячится глава агрофирмы, вошедшей в сотню наиболее крупных и эффективных молочных хозяйств страны по версии Всероссийского НИИ аграрных проблем и информатики. И заканчивает неожиданно: «Когда по телевизору показывают нашего министра, рассказывающего о том, как хорошо государство регулирует сельское хозяйство, я отворачиваюсь. Либо уж регулируй всю цепочку, либо не лезь совсем». В апреле закупочные цены на сырое молоко в России упали с 12,5 до 7,5 рубля за килограмм.

Зеленые корма ни при чем

Снижение цен на сырое молоко случается в России каждый год. Происходит это из-за сезонных колебаний производства. По данным Молочного союза России, соотношение июньского предложения молока к ноябрьскому в целом по стране обычно составляет 1,6:1, а в отдельных регионах доходит и до 6:1. Исключением стало лишь жаркое лето 2007 года. Иными словами, ничего необычного вроде бы не происходит.

Но в этом году рутинный, по сути, процесс вызвал небывало сильный резонанс. Забили тревогу региональные СМИ, животноводы угрожают вырезать скот, местные власти с той же активностью, с какой в прошлом году боролись за снижение цен на продукты, теперь устанавливают минимальные уровни закупочных цен. Кто-то склонен объяснять истеричную реакцию на обычный сезонный тренд чистой психологией. Раньше, дескать, цена падала на 1,5–2 рубля с 6 рублей, а теперь всех испугало пятирублевое снижение, хотя торговля началась с уровня, вдвое выше.

Между тем в некоторых регионах животноводы отмечают, что привычное сезонное удешевление в этом году произошло на месяц раньше обычного, до того, как сказался эффект от уменьшения себестоимости сырого молока: коров не успели толком перевести на зеленые корма, а естественное увеличение надоев только-только началось. К тому же цены никогда не снижались так быстро. В прошлые годы все происходило более плавно. Наблюдатели склонны видеть в этом отголосок печально знаменитого осеннего моратория на рост цен.

На самом деле нынешнее падение — это реакция маятника на ценовой скачок, случившийся в конце лета 2007 года. Мораторий, введенный в середине октября, был по сути договоренностью между крупнейшими производителями и торговцами, тогда как мелкие игроки и молочного, и розничного рынка продолжали повышать цены. В результате, с одной стороны, потребительский спрос на молочную продукцию снизился, а с другой — производители стали выводить из ассортимента не дающие прибыли товары. По данным ACNielsen, в декабре–январе 2008 года по сравнению с августом–сентябрем 2007 года продажи этой категории в натуральном выражении сократились в целом на 5,9%: молока пастеризованного — на 1,4%, кефира — на 14%, сметаны — на 10,4%, творога — на 5,7%. «Пока сырого молока в январе–марте 2008 года было недостаточно много, даже в условиях высокой цены на нег