Война, прошедшая по графике

Культура
«Эксперт» №18 (607) 5 мая 2008
Война, прошедшая по графике

В преддверии Дня Победы в галерее Г.О.С.Т., что в здании Политехнического музея на Лубянской площади в Москве, открылась выставка «Война и жизнь в творчестве Бориса Пророкова». 9 мая этого года художнику исполнилось бы 97 лет; умер он в 1972-м.

Борис Иванович Пророков родился в Иваново-Вознесенске. В 1929-м Пророков победил на конкурсе художественных корреспондентов «Комсомольской правды» и был премирован учебой во ВХУТЕИНе (который, впрочем, вынужден был покинуть в 1931-м). После работал в «Комсомолке» и в «Крокодиле», а в 1941-м ушел военным корреспондентом на фронт.

Война для него началась на полуострове Ханко, где под непрерывным обстрелом он рисовал героических матросов-гангутцев, потом были блокадный Ленинград, Новороссийск, Сталинград и, наконец, Прага и Берлин. В 1945-м он справил, наверное, самый радостный день рождения в своей жизни. Всю войну он прошел с винтовкой в руках — ему приходилось участвовать в боях, два раза он был контужен. Домой вернулся с орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами.

Память о войне не оставляла Пророкова никогда. В самых значительных его работах эта память болезненно ломает пластику фигур, рвется из плоскости листа пронзительностью взглядов изображенных людей. С одной стороны, работы Пророкова интересны именно как образец исторически сложившейся советской школы графики во всей ее классической красоте, с другой — демонстрируют неожиданный вариант ее развития. Он — в незаурядности индивидуального таланта одного из настоящих солдат, бившегося на фронтах социально-актуального искусства тех лет. Рядом с работами сладких соцреалистов типа Лактионова то, что делал Пророков, выглядело, вероятно, несколько пугающе. Художника чуть было не причислили к формалистам, что было в ту пору чревато. Однако, рассказывают, Сталин как-то раз надолго остановился перед его работами — и после долгого томительного молчания предложил Пророкову Сталинскую премию. Естественно, дали. Потом были еще Государственная и Ленинская.

Всю свою жизнь Борис Пророков честно и искренне старался сделать все для того, чтобы побудить людей стремиться менять этот мир к лучшему. Кроме проникнутых трагизмом работ, связанных с войной и памятью о ней, на выставке представлено несколько шаржей на советских писателей и поэтов, есть еще шарж на Гоголя — все это из архивов семьи художника и раньше не выставлялось.