Болезни растущего ритейла

Спецвыпуск
Москва, 12.05.2008
«Эксперт» №19 (608)
Быстрый рост розничного страхового рынка скрывает глубинные проблемы, которые могут резко обостриться в момент стагнации спроса

Согласно результатам исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» совместно с Национальным агентством финансовых исследований, по итогам 2007 года объем рынка розничного страхования достиг 227,6 млрд рублей собранной премии, увеличившись по сравнению с 2005 годом почти вдвое. Три точки дальнейшего роста ритейла: автокаско, страхование имущества и страхование жизни. Лидерами рынка розничного страхования в 2007 году стали «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», РОСНО и ВСК.

В 2007 году доля премии по розничному страхованию в общем объеме премии по прямому реальному, то есть очищенному от схем, страхованию (без учета ОМС) составила 52,1%. Фактически уже можно говорить о том, что на розницу в настоящее время приходится более половины объема собираемых взносов всего российского реального страхового рынка.

Доля розницы на страховом рынке могла быть значительно выше. «Основная проблема для страхования в целом и для розничного страхования в частности, — считает первый заместитель гендиректора “Югории” Алексей Семенихин, — это низкие доходы населения. Сегодня происходит рост доходов, и рынок розничного страхования оживился. Если эта тенденция сохранится, то продажи будут увеличиваться».

В течение последних трех лет величина уровня выплат по розничному страховому рынку в целом, по оценкам «Эксперта РА», колебалась в интервале 49,8–50,5%. По итогам 2007 года данный показатель составил 50,2%.

Сохранение невысокого уровня выплат стало возможным благодаря быстрому росту премий. Складывающаяся ситуация с уровнем выплат таит определенную опасность, связанную с тем, что в момент насыщения и стагнации рынка отношение выплат к взносам может резко возрасти, и не все компании справятся с выполнением собственных обязательств. Чем дольше продлится бурный рост рынка, тем острее будут последствия его насыщения.

Разлаженное партнерство

Традиционным распространителем розничных видов страхования выступает страховой агент. Он, как представитель страховой компании (или нескольких компаний), вступает со страхователями в межличностные отношения, пытаясь вызвать у них столь необходимое в страховом бизнесе доверие. В настоящее время подавляющее большинство российских страховых агентов работает одновременно на несколько страховщиков. Исключение составляют только новички. Такая практика работы агентов ведет к дезориентации страхователей на рынке и способствует демпингу страховщиков.

«Бывают ситуации, когда, например, семья страхует автомобиль по автокаско. Среди ее членов есть молодой неопытный водитель, для которого у нас предусмотрены значительные повышающие коэффициенты. Взрослые не хотят за него переплачивать. И вот, чтобы не потерять этих клиентов, агенту приходится предлагать им дешевый полис ненадежной компании. Как правило, это именно ненадежная компания, потому что в солидных компаниях сейчас все уже понимают, что молодежь — это очень опасные клиенты. У нас к этому агенту нет претензий, если он постарался сохранить этих клиентов, предложив им изме

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (608) 12 мая 2008
    Новый президент, новый премьер
    Содержание:
    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама