Получи и распишись

Русский бизнес
«Почта России» получит от государства серьезные дотации. Эта организация действительно нуждается в финансовых вливаниях, но, чтобы дотации дали эффект, они должны носить целевой характер и предваряться реформой организации. Без этого почта останется неуклюжей и неэффективной структурой
Получи и распишись

Настоящая информационная война разгорелась в мае вокруг «Почты России» и рынка распространения подписных изданий. Представители подконтрольного государству ФГУПа заявили, что несут огромные убытки и кто-то должен их покрывать. Крупнейшие издатели, опасающиеся резкого роста тарифов на распространение, пригрозились напечатать тиражи с белыми полосами и стали жаловаться чиновникам на экономическое удушение прессы. Власти объявили об удовлетворяющем обе стороны решении — предоставить убыточной «Почте России» массированные дотации. Но затем к конфликту подключились занимающиеся распространением частные компании, заявившие, что субсидирование крупнейшего игрока разрушит конкурентный рынок. Круг замкнулся.

Что же не так с «Почтой России» и рынком подписки?

Как все это работает

Подписка — ключевой инструмент, который является главным и едва ли не важнейшим каналом доставки печатной информации читателям. Газеты и журналы можно продавать еще и через розницу (киоски, метро и т. п.), но такой способ распространения почти недоступен в провинции и не гарантирует получения любимого издания, то есть не обеспечивает постоянного присутствия издания на рынке. Поэтому через подписку обычно проходит не менее половины тиража.

Распространение газет и журналов уже превратилось в конкурентный рынок, объем которого оценивается приблизительно в 20 млрд рублей. Доминирующим игроком на нем пока является государственная структура ФГУП «Почта России» (далее Почта; см. схему), но ее доля в последние годы постоянно сокращалась. Госструктуру вытесняют частные подписные агентства (специализированные компании, службы распространения издательских домов — так называемые альтернативщики). Несколько крупнейших агентств уже работают на федеральном уровне и контролируют около 20% общероссийского рынка, небольшие региональные структуры и собственные агентства распространения издательств занимают еще 20%.

Цена, выставляемая издателем печатной продукции, составляет лишь 30–40% от конечной (подписной) стоимости журнала или газеты, которую оплачивает читатель. В случае Почты 1,5–3% доходов получают независимые от нее, но работающие с ней в тесной связке компании, занимающиеся составлением подписных каталогов (они собирают информацию о периодических изданиях и числе подписчиков, формируют оптовые заказы издателям и отслеживают процесс распространения). Придя в почтовое отделение, читатель выбирает один из каталогов и, соответственно, становится клиентом одной из таких компаний. Закупая у издателей часть тиража, эти компании сразу же передают ее структурам Почты, которая занимается самой трудоемкой работой — сортировкой, перевозкой и доставкой подписчику, на что в сумме приходится не менее 60% подписной стоимости периодических изданий.

Услуги Почты по доставке последовательно разбиваются на три основные составляющие. Первая — магистральные перевозки (до федерального центра тираж обычно доставляет издатель), когда крупные партии пачек с газетами и журналами вместительными видами транспорта разво