Укрупнять бесполезно

Экономика и финансы
«Эксперт» №24 (613) 16 июня 2008
Российская экономика пока слишком слаба для проведения политики экономического выравнивания регионов, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Поэтому сегодня важнее стимулировать благополучные регионы
Укрупнять бесполезно

Выступая в конце мая на пленарном заседании Общественной палаты, министр регионального развития Дмитрий Козак пообещал, что осенью правительство утвердит стратегию социально-экономического развития России до 2020 года. А до 1 января 2010 года должны быть разработаны стратегии развития федеральных округов на основе компактного размещения производства, межрегионального разделения труда, межрегиональной интеграции и уменьшения ненужной конкуренции.

Базовая цель новой региональной политики, по словам главы Минрегионразвития, заключается в том, чтобы сократить различия в развитии регионов, сохранив комфортные условия для проживания. Насколько достижима поставленная цель, «Эксперт» выяснял у директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич.

 

— В последние годы по России прокатилась волна укрупнения субъектов федерации за счет присоединения автономных округов…

— У нас было десять автономий, Чукотка в 1992 году стала самостоятельным субъектом федерации, из оставшихся девяти попали под объединение Коми-Пермяцкий, Эвенкийский, Таймырский, Корякский, Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа. Три нефтегазодобывающих округа (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ненецкий) пока сохранили самостоятельность, но не бесплатно. У Ненецкого автономного округа отобрали почти все бюджетные полномочия, и значительная часть его доходов перераспределена в бюджет Архангельской области, а два тюменских округа откупились — заключили договор с «материнской» областью о выплатах в ее бюджет.

— Как вы относитесь к подобным объединениям?

— С одной стороны, все объединенные субъекты федерации очень слабы экономически. Но почему их объединение сделали первоочередной задачей? Ведь этот процесс имеет очень большие издержки — не только длительную дезорганизацию управления, но и существенные проблемы для объединяемых регионов. В федеральном законодательстве для присоединяемых автономий нет никакого особого статуса, не предусмотрена даже культурная автономия — они становятся муниципальными районами. А раз так, то у бывших округов нет возможности сохранить прежние объемы финансирования, которые в расчете на душу населения были более высокими за счет больших федеральных дотаций. На переходный период некоторые преимущества им позволили сохранить, но потом будет намного сложнее, власти «материнского» региона вряд ли готовы обеспечивать им особые преимущества, неизбежен торг, возрастет непрозрачность в распределении бюджетных ресурсов. Эти регионы безоговорочно теряют от объединения. Принимающие субъекты федерации — по-разному. Выиграли на какое-то время Пермский край и Красноярский край, которые первыми пошли на объединение, и каждому из них федеральный центр выделил ежегодно по 5–8 миллиардов рублей сроком на три года. Но выигрыш из разряда краткосрочных, потому что по прошествии трех лет на их плечи ляжет вся проблематика бывших автономных округов. С каждым последующим объединением регионы получали все меньше: Камчатке просто доба