Ирландский пат

Политика
Москва, 23.06.2008
Результаты референдума в Ирландии показали, что проект европейской политической интеграции все более явно пробуксовывает

Ирландия сказала «нет» Лиссабонскому соглашению, которое имеет ключевое значение для политической реформы Евросоюза. Лишь 46,6% участвовавших в референдуме 12 июня проголосовали «за» — при 53,4% «против». Это уже третий провальный референдум по поводу реформы Евросоюза в течение трех лет. Предыдущие два «нет» сказали французы в мае 2005-го и голландцы в июне того же года.

Три столь явных провала поставили под вопрос легитимность ЕС в глазах общественного мнения. По сути, в Евросоюзе уже начался новый внутренний кризис. Теперь, как и в 2005–2007 годах, ЕС придется искать новые политические компромиссы, вместо того чтобы заниматься более насущными делами — стимулированием экономического роста, энергетической безопасностью и проблемами миграции.

Ирландия подтвердила свою репутацию «неблагодарной младшей сестры». Эта страна серьезно выиграла от членства в ЕС — с 1973 года небольшая страна получила 84 млрд долларов европейских субвенций. Но при этом провалила уже два референдума по вопросам европейских реформ. Первый раз ирландцы проголосовали «против» в начале 2002 года, выступив против Ниццского договора, который был необходим для расширения ЕС на восток, — это отложило вступление новых членов в Евросоюз более чем на год. И вот теперь — во второй раз — ирландцы поставили под вопрос ход институциональных реформ, призванных упростить работу союза. 880 тыс. ирландцев, проголосовавших «против», «взяли в заложники» остальные почти 500 млн жителей Евросоюза.

Удар по ЕС

Лиссабонское соглашение — это, по сути, переупакованная в новую обертку Европейская конституция, отвергнутая на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году. Соглашение включает в себя набор реформ, которые должны обеспечить более эффективное функционирование ЕС с учетом расширения блока с 2004 года. Ведь за прошедшие четыре года число стран-членов выросло с 15 до 27, а уже в 2010 году 28-м членом ЕС может стать Хорватия.

Основные пункты соглашения — введение поста президента Европейского совета, который должен представлять ЕС на мировой арене, на равных участвуя в переговорах с президентами США и России и с председателем КНР. Далее — усиление роли общеевропейского министра иностранных дел, который получит полномочия в сфере безопасности. Предполагается усиление полномочий Европейского парламента, а также сокращение Еврокомиссии, что ликвидирует автоматическое право каждой страны иметь своего еврокомиссара.

И главное, Лиссабонское соглашение ликвидирует право вето национальных государств в некоторых сферах, например в области энергетической политики и уголовного права. Теперь нужно будет не единогласие, а всего лишь «двойное большинство» — по числу стран и по численности населения. Это должно упростить процедуру принятия решений (сейчас любая страна может заблокировать практически любую инициативу).

«Опасения, что расширившийся ЕС не сможет нормально работать, были движущей силой реформ основных структур и институтов союза на протяжении последнего десятилетия. Хотя пока снижения эффек

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (614) 23 июня 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Немонетарная кардиограмма цен

    Опрос компаний АПК, пищевой отрасли и стройкомплекса показал, что корни нынешней инфляции лежат в разнообразных несовершенствах рынков и неумении государства достаточно эффективно эти рынки регулировать

    Реклама