Оборона и чуть-чуть наступление

Русский бизнес
Москва, 23.06.2008
«Эксперт» №25 (614)
Компания АвтоВАЗ решила расширить свою дилерскую сеть в ответ на быстро нарастающую конкуренцию, прежде всего со стороны иностранных автопроизводителей

Тольяттинский автозавод объявил тендер на право стать официальным дилером компании в 21 регионе России. В пресс-службе компании пояснили: «В рамках программы расширения сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗом принято решение о проведении конкурса на заключение дилерских соглашений с партнерами в тех регионах, где в настоящее время наблюдается нехватка дилеров, исходя из рыночного потенциала региона». За этой малозначимой на первый взгляд фразой стоят цели едва ли не стратегического свойства.

Сохранить что есть…

В существующей дилерской сети АвтоВАЗа видны три узловых для компании района (см. карту): Поволжье и прилегающие регионы, Москва и Санкт-Петербург с областями и, наконец, Юг. В Поволжье, базовой для тольяттинского автогиганта зоне, и в обеих столицах речь идет о попытке укрепить позиции. Именно в этих регионах население обладает наиболее высокой покупательной способностью в России, а иностранные компании наращивают продажи и строят сборочные предприятия. С их запуском конкурентная борьба здесь еще больше обострится. Развитая и соответствующая мировому уровню (такую цель ставят в компании) сервисно-сбытовая сеть в этих зонах должна усилить конкурентоспособность вазовской продукции.

На Юге же дилерскую сеть решено уплотнить по трем причинам. Первая — подготовка к Олимпийским играм 2014 года и туристическое будущее этого региона. Сюда направляются огромные инвестиции, что уже в самое ближайшее время, безусловно, скажется на покупательной способности населения. Вторая причина — стабилизация политической обстановки на Северном Кавказе. Риски ведения бизнеса здесь стали приемлемыми. К тому же — и это третий фактор — в Грозном начал работать завод по сборке вазовских моделей. Для его продукции необходимо подготовить рынок.

…и застолбить рынки

Тендером охвачены также два субъекта, где до этого дилеров АвтоВАЗа не было: Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) и Республика Алтай. Выбор этих регионов, с одной стороны, понятен, но с другой — вызывает вопросы.

ЯНАО и соседний Ханты-Манский автономный округ, богатые нефте- и газодобывающие регионы, — во всех отношениях привлекательные рынки, максимально приближенные к заводу «ИжАвто», который АвтоВАЗ сейчас приобретает.

Однако здесь тольяттинцы столкнутся с несколькими проблемами. Как говорит аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Кипа, в регионе отсутствует нормальное железнодорожное сообщение, и транспортные издержки станут существенным фактором риска. А дистрибутор АвтоВАЗа в ХМАО Евгений Анков, заместитель директора ООО «Форвард-Лада», пояснил, что дальше города Ханты-Мансийска поставки могут осуществляться только автовозами, при этом автозавод по сложившейся практике будет частично компенсировать дилеру транспортные расходы.

К тому же в этих автономиях слабая сеть автомобильных дорог, поэтому здесь особым спросом пользуются внедорожники. В этом сегменте АвтоВАЗ представлен только семейством Lada 4x4. Нынешняя же опора завода — «Калина» и «Приора», да и продукция, которую предполагается выпуска

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (614) 23 июня 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Немонетарная кардиограмма цен

    Опрос компаний АПК, пищевой отрасли и стройкомплекса показал, что корни нынешней инфляции лежат в разнообразных несовершенствах рынков и неумении государства достаточно эффективно эти рынки регулировать

    Реклама