Увлеченные Портером

Спецвыпуск
Москва, 23.06.2008
«Эксперт» №25 (614)
В Пермском крае верят в силу интеллекта. Однако без федеральной поддержки все же не совершить мощного рывка, о котором они мечтают последние несколько лет

Пермская экономика производит двойственное впечатление. С одной стороны, все в общем-то неплохо. С другой - что-то не так. Например, если судить по объему налоговых поступлений, регион входит в число лидеров Приволжского федерального округа. Неплохие позиции у него и в рейтингах инвестиционной привлекательности: «Эксперт РА» дает региону оценку 2B («средний потенциал — умеренный риск»), а Moody's Interfax Rating Agency — долгосрочную оценку Аа3 и краткосрочную RUS-1. Пермский край монопольный производитель в России почти двух десятков видов промышленной продукции. Региональные компании занимают половину отечественного рынка магния и магниевых сплавов, три четверти рынка авторессор, почти треть — феррованадия, 40% — метанола, 20% — бумаги и так далее. Более трети произведенной в крае промышленной продукции поставляется за рубеж.

Но вот глубина ее передела низка. Доля машиностроения в общем объеме экспорта не превышает трех процентов. А по динамике основных показателей социально-экономического развития Пермский край отстает от странового уровня. При этом темпы развития региона отличаются нестабильностью.

Впрочем, предприятия экспортно ориентированных отраслей здесь конкурентоспособны на мировых рынках, имеют высокий уровень рентабельности и обеспеченности инвестициями по сравнению с компаниями, продукция которых рассчитана на внутреннее потребление.

Структурный дисбаланс определяет экономическую политику региональных властей. Экспортно ориентированные отрасли, способные проинвестировать себя сами, нуждаются прежде всего в улучшении региональной инфраструктуры. Чем и озабочены власти. Правда, бюджетных средств на это весьма капиталоемкое направление у региона немного, а частные инвесторы в подобные проекты не идут. Поэтому пермские власти уже несколько лет пытаются подключить к решению инфраструктурной проблемы федеральные бюджет и фонды.

А вот для продвижения продукции высокотехнологичных компаний местные власти содействуют экспорту и притоку иностранных инвестиций. Для этого снижен налог на прибыль до 20%, землю под предприятиями продают за полтора процента от ее кадастровой стоимости…

Отраслям же, работающим исключительно на внутренний рынок, необходимы долговременные источники финансирования. А некоторым из них, имеющим небольшие и снижающиеся доли рынка, видимо, придется выживать самостоятельно либо умереть — руководство края считает нецелесообразным поддерживать такие производства из краевого бюджета и возлагает решение их судьбы на свободную рыночную конкуренцию. Таким образом, краевые ресурсы направляются на поддержание компаний, относящихся ко второй и частично к третьей группе.

Проблема, однако, в том, что и в этом случае финансирование экономического роста осуществляется недостаточно: в структуре краевого управленческого бюджета эти средства составляют около 8,5% (против 55–56% по статье «Развитие человеческого потенциала»), и в ближайшие годы ситуация не изменится. В большей степени, конечно, в этом повинен Бюджетный кодекс, но и рег

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (614) 23 июня 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Немонетарная кардиограмма цен

    Опрос компаний АПК, пищевой отрасли и стройкомплекса показал, что корни нынешней инфляции лежат в разнообразных несовершенствах рынков и неумении государства достаточно эффективно эти рынки регулировать

    Реклама