Выход на два крыльца

Спецвыпуск
Москва, 23.06.2008
«Эксперт» №25 (614)
Железнодорожная магистраль от Белого моря до Урала способна дать мощный импульс развитию Пермского края, и прежде всего его северным районам

Проект строительства железнодорожной трассы Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Архангельск, называемый для краткости «Белкомур», вот-вот должен перейти из стадии мечтаний в некую более сущностную форму — до 1 июля инициаторы должны либо подать заявку в Министерство регионального развития России, либо отложить затею на более дальнюю перспективу. Запрашиваются примерно 100 млрд рублей на реализацию проекта, а то время как в бюджете инвестиционного фонда России до 2010 года уже осталось не более 175 млрд рублей, а желающих получить эти деньги — очередь немаленькая. Между тем сроки подачи уже дважды срывались — в ноябре 2007-го и в марте нынешнего года.

Компаниям, рассчитывающим опереться на «Белкомур» при освоении природных ресурсов Республики Коми, Карелии, Пермского края и Архангельской области, туманность со сроками реализации проекта не позволяет определиться со своими инвестиционными планами. Регионам же, через которые должен пройти «Белкомур», и в частности Пермскому краю, нужен мощный экономический толчок: новые предприятия, более короткий выход не только к северо-западным портам России и Финляндии, но и на Транссиб. С постройкой «Белкомура» пермские транспортные магистрали, заканчивающиеся на севере края тупиками, станут транзитными дорогами между Европой, Центральной и Юго-Восточной Азией.

Воспоминание о будущем

«Белкомур» — проект не новый. Фрагменты этой трассы уже существуют. Первые шпалы на этом маршруте уложили еще в середине 30-х годов прошлого века, в период индустриализации Севера руками заключенных ГУЛАГа. К 1944 году Печорский угольный бассейн и Череповецкий металлургический комбинат связала новенькая магистраль Котлас-Воркута. Она должна была стать частью более протяженной трассы, которая соединила бы порты Баренцева и Белого морей с промышленным Уралом и Сибирью. Но в 1953 году строительство прекратили из-за массового амнистирования рабочей силы.

В 1995 году возникла идея построить меридиональную железнодорожную магистраль, которая связала бы Пермскую и Кировскую области, Республику Коми и Коми-Пермяцкий автономный округ. Идею горячо поддержали правительства четырех субъектов федерации, а вот в ОАО РЖД сочли строительство новой ветки нецелесообразным: Архангельский порт не обладает ни достаточной мощностью, ни нужной глубиной фарватера, ни возможностью круглогодичной навигации. Нет в прилегающих к трассе районах и производств, способных загрузить ветку. Тем не менее уже в 1996 году учреждается компания-оператор ОАО «Белкомур», а еще через два года началось строительство северного участка новой железной дороги. Дефолт остановил стройку — проложить успели чуть более четырех километров путей. Позже значительную часть рельсов пришлось разобрать, чтобы рассчитаться с подрядчиками.

Реанимировали проект власти Пермского края и Республики Коми в 2006 году, предложив достроить недостающие участки дороги: 215 км между Архангельской областью и Республикой Коми и 580 км от Сыктывкара до Соликамска, имеющего железнодорожные выходы на Пермь и Трансс

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (614) 23 июня 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Немонетарная кардиограмма цен

    Опрос компаний АПК, пищевой отрасли и стройкомплекса показал, что корни нынешней инфляции лежат в разнообразных несовершенствах рынков и неумении государства достаточно эффективно эти рынки регулировать

    Реклама