Двадцать лет — домов нет

Культура
Москва, 06.10.2008
«Эксперт» №39 (628)
Венецианская архитектурная биеннале показала, что в России стараются не замечать современных вызовов в градостроительстве, а просто занимаются строительством коммерческих объектов

В Венеции открылась 11-я Архитектурная биеннале. Ее тема, с подачи куратора, архитектурного критика Аарона Бецки, звучит так: «Не там. Архитектура помимо зданий». Звучит неопределенно и многозначно, в рамках этой темы можно говорить и о свойствах пространства, и об экологии, и о концептуальных поисках, и о градостроительстве. То есть обо всем, кроме зданий.

Кураторы российской экспозиции решили ответить на вызов асимметрично. Они представили как раз здания — уже существующие или планируемые. Чтобы создать интригу, экспозиция выстроена вокруг противостояния российских и западных архитекторов.

Не там

В этом году Россия впервые отважилась представить на биеннале реальный архитектурный процесс. До этого считалось, что показывать нам нечего. Что достойной современной архитектуры в России нет, что наш продукт совершенно не конвертируемый. На прошлых биеннале в нашем павильоне выставлялись инсталляции, фотографии или «бумажная» архитектура, а в 2006 году просто устроили серию воркшопов западных архитекторов и привезли студентов — учиться. Кураторы нынешней российской экспозиции (замминистра культуры Павел Хорошилов и известный архитектурный критик Григорий Ревзин) посчитали, что так не бывает: в стране идет строительный бум, а достойных построек нет.

Но вот неудача: как только Россия приготовилась показать реальные архитектурные проекты, была объявлена тема «Архитектура вне зданий». То есть архитектурные проекты везти не надо, а что надо — непонятно. Наши кураторы не отступились и нашли элегантный ход, как показать проекты, чтобы это не выглядело просто нагромождением макетов, как на коммерческой выставке вроде МИПИМа. Они назвали проект «Партия в шахматы. Матч за Россию». За право застроить Россию команда западных архитекторов должна была бороться с российской сборной. Это должно было придать экспозиции из 26 проектов более глубокий контекст.

Как же наш архитектурно-строительный процесс выглядел в зеркале Венецианской биеннале? На разлинованных красно-белых квадратах — макеты в основном коммерческих зданий. Макеты на тележках, их можно двигать, как бы играя в шахматы. Это зрелищно и развлекательно. В центре композиции — ферзь: пятиметровая башня «Россия». В силу своего размера она неподвижна — не смогла поместиться на тележку. Что ж, весьма символично, все остальные проекты оказываются пешками, фоном для главной стройки Москвы. А гигантский небоскреб всех выше, дороже, а значит, круче.

Парадоксальный результат выставки: партии в шахматы не получилось, турнир не состоялся. Соперников, по крайней мере по макетам, различить было невозможно: большинство проектов — неправильные параллелепипеды, потерявшие четкость линий под опытной рукой архитектора. Где работа иностранцев, а где российских зодчих, на глазок определить нельзя. Этому можно порадоваться — значит, российские архитекторы способны выдавать продукт определенного уровня. Этому можно и огорчаться — значит, продукт этот есть универсальный мировой мейнстрим. «Русскости», национальной школы в нем не

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (628) 6 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Костыль на 5% ВВП

    План санации финансовой системы CША, предложенный денежными властями страны, имеет массу сиюминутных и долговременных рисков и недостатков. Но, похоже, кризис достиг такой стадии, что эффективных альтернатив предлагаемым мерам сейчас нет

    Рейтинг
    На улице Правды
    Реклама