«Уменьшим издержки наполовину, а потом еще раз наполовину»

Международный бизнес
«Эксперт» №39 (628) 6 октября 2008
«Наша отрасль имеет право на существование только в том случае, если мы будем постоянно и серьезно снижать издержки», — утверждает СЕО одного из крупнейших производителей ячеек для солнечных батарей компании Q-Cells Антон Милнер
«Уменьшим издержки наполовину, а потом еще раз наполовину»

Компания Q-Cells, расположенная в провинциальном восточногерманском городке Тальхайм, специализируется на производстве ячеек для солнечных батарей. За девять лет своего существования (компания основана в 1999 году) она стала безоговорочным мировым лидером, контролирующим около 40% рынка производства элементов для солнечных батарей, и продолжает расти. Только в первом полугодии 2008 года оборот компании составил 579 млн евро, что на 65% выше аналогичного показателя прошлого года. Всего за последние пять лет оборот Q-Cells увеличился в 48,6 раза. Компания поставляет свою продукцию в 40 стран мира, число ее сотрудников достигло 1700 человек. Корреспондент «Эксперта» встретился с СЕО Q-Cells Антоном Милнером, чтобы понять, существуют ли пределы роста в этой новой высокотехнологической отрасли.

— Господин Милнер, в прошлом году ваша компания показала рост оборота в 59 процентов, в этом году только за первое полугодие рост составил 65 процентов, и, скорее всего, оборот за 2008 год превысит миллиард евро. Вы предполагали такой успех в 1999 году, когда основывали компанию?

— Мы ожидали, что будем быстро расти, но не думали, что настолько быстро. Когда мы основывали компанию, мы, конечно, понимали, что у этой отрасли очень серьезные перспективы. Мировой рынок рос на 25–30 процентов в год, и мы ожидали такого же роста для себя. Но все пошло гораздо динамичнее — как из-за ускорения рынка, так и благодаря нашим специфическим преимуществам, которые привлекали клиентов.

— Например?

— Когда мы основывали компанию, наша концепция была такова: мы делаем высококачественные и высокопродуктивные ячейки для солнечных батарей, производимых компаниями среднего звена. Наши клиенты — это в основном производители батарейных модулей, а этот сегмент вырос в последние годы особенно сильно. И конечно, мы как главный поставщик этого сегмента выиграли от его роста, тем более что других поставщиков практически не было. Мы изначально нацеливались именно на такое развитие ситуации и поэтому были способны расти вместе с нашими клиентами.

— То есть вам удалось первыми прийти на рынок и закрепить за собой эту нишу?

— Не совсем так. Мы не были первыми на рынке, но мы были первыми, кто понял важность производства высокопроизводительных ячеек для солнечных батарей.

— Какая доля рынка приходится сейчас на вашу компанию?

— На всем мировом рынке технологий производства энергии с помощью Солнца на нашу компанию приходится около 10 процентов. Однако гораздо важнее то, что в нашем более узком сегменте — производстве ячеек, которые мы поставляем производителям модулей, — наша доля составляет около 40 процентов мирового рынка.

— И в чем причина такого успеха?

— Основополагающий фактор состоит в том, что спрос на нашу продукцию вырос. То есть ограничение роста исходило не от рынка. Первое ограничение, с которым мы вынуждены были бороться, заключалось в источниках финансирования. Перспективы отрасли были неясны, рынок был очень волатильный. Однако нам вместе с нашими инвесторами удалось принять в