Кризис из воздуха

Русский бизнес
Москва, 03.11.2008
Масштабные потрясения на рынке авиаперевозок вызваны не столько экономическими причинами, сколько безответственными, а порой и преступными действиями топ-менеджеров авиакомпаний. Этой ситуацией намерены воспользоваться крупнейшие игроки, которые выдавят нежизнеспособные авиакомпании и поделят российский рынок между собой

Если верить статистике, кризис на рынке авиаперевозок есть где угодно, только не в России. По словам главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни, в сентябре глобальный пассажиропоток на авиалиниях снизился почти на 3%, а грузооборот — на 7,7%. «Мы не наблюдали такого падения трафика со времен вспышки атипичной пневмонии в 2003 году», — заявил г-н Бизиньяни. По его мнению, даже двукратное падение цен на нефть сейчас не может компенсировать снижения спроса на авиабилеты. Эксперты IATA уже подсчитали, что суммарные убытки авиаперевозчиков в нынешнем году превысят 5 млрд долларов. Находящиеся в тяжелом финансовом положении банки практически полностью перестали кредитовать авиакомпании, что еще больше усугубило их трудности. «Это самая тяжелая ситуация, с которой когда-либо сталкивались авиакомпании мира, — говорит главный стратег BGC Говард Вилдон. — Все настолько плохо, что кризис может отбросить отрасль на десять или даже двадцать лет назад». По его мнению, хоть какого-то улучшения ситуации можно ожидать не ранее 2010 года.

Действительно, трудности в той или иной степени испытывают практически все авиакомпании во всех странах. В разгар финансового кризиса пассажиры экономят на турпоездках за рубеж, а экспортеры снижают объемы поставок товаров на традиционные рынки сбыта. Наибольшее снижение грузоперевозок пришлось на Азиатско-Тихоокеанский регион — 10,6%, в то время как в Европе этот показатель упал почти на 7%, а в США — на 6%. Не менее драматичная ситуация сложилась и в сегменте пассажирских перевозок. Здесь вместо мощного роста, еще недавно исчислявшегося двузначными цифрами, сейчас практически всюду наступил спад. Исключением стали лишь Южная Америка, где поток пассажиров увеличился на 1,7%, и, как ни странно, Россия. В нашей стране пассажиропоток, по данным Транспортно-клиринговой палаты, в сентябре вырос примерно на 6%. А за первые девять месяцев нынешнего года рост составил почти 15%. И это на фоне краха альянса AirUnion, массовых задержек рейсов «Интеравиа», фактического банкротства «Дальавиа», дефолта «КД-Авиа» и других. Конечно, пик кризиса в российской индустрии авиаперевозок пришелся на первую декаду октября, его последствия в полной мере будут ощущаться в третьем квартале. Тем не менее если новых крупных жертв нам удастся избежать, то по итогам нынешнего года российский рынок авиаперевозок все равно вырастет не менее чем на 5%. Но структура отрасли изменится до неузнаваемости.

Авиационная гигантомания

Собственно, передел рынка уже идет полным ходом. Причем начался он еще в декабре прошлого года. Тогда глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов попросил президента передать его госкорпорации контрольные пакеты акций всех авиакомпаний, принадлежащих государству, кроме «Аэрофлота», что и было сделано. Мотив г-на Чемезова был прост: во что бы то ни стало создать мощного конкурента «Аэрофлоту». А если получится, то и нового национального лидера на рынке авиаперевозок.

Глава «Ростехнологий» рассчитывал, что базо

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (632) 3 ноября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Удар силой в полтора триллиона долларов

    Наши собственные ошибки форсировали экспансию мирового кризиса в Россию. Теперь важно не совершить ошибок в новой глобальной схватке

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама