Пенсионный базис

Рейтинг
«Эксперт» №45 (634) 17 ноября 2008
Прорыв в сфере коллективных инвестиций должен начаться с активизации пенсионной реформы и усиления розничных позиций НПФ. Сохранение нынешних масштабов пенсионной системы и дальнейшее вялое реформирование — это прямая дорога к бюджетному и социально-экономическому кризису
Пенсионный базис

Мировой опыт построения систем негосударственного пенсионного обеспечения и долгосрочного страхования жизни показывает, что они должны выполнять три ключевых функции: гарантировать обществу социальную защищенность и стабильность, поддерживать устойчивость государственной распределительно-накопительной пенсионной системы, а также формировать долгосрочный инвестиционный ресурс для системы финансовой.

Российская действительность добавляет еще одну задачу: рынки НПО и ДСЖ должны помочь сектору коллективных инвестиций совершить прорыв: из мизерной части финансового рынка превратиться в системообразующий элемент отечественной экономики. Как показал кризис, именно НПФ и ПИФ оказывали стабилизирующее воздействие на динамику котировок рынка акций на фоне бегства зарубежных инвесторов, проявив себя, по сути, как классические инвесторы. Однако для укрепления позиций институциональных инвесторов на рынке прорыв сперва должен произойти в пенсионной реформе.

Россия столкнулась с серьезными демографическими проблемами — прежде всего это устойчивое сокращение численности населения при росте количества пенсионеров и снижении доли занятых в экономике. В результате соотношение занятых в экономике и пенсионеров на начало 2008 года составило 1,82:1. При этом для нормальной выплаты пенсий при нынешней пенсионной модели нужно иметь трех работающих на одного пенсионера. Дефицит Пенсионного фонда России ежегодно покрывается за счет государственного бюджета.

Требуется активное проведение пенсионной реформы, реализация программы мер по переходу к полноценной накопительной системе, продолжение использования стимулов типа «вмененных» сбережений и софинансирования государством накопительных программ; в противном случае экономика столкнется с бюджетным, социальным и демографическим кризисом. Пенсионная система должна стать базой для обеспечения социальной стабильности, драйвером роста рынка коллективных инвестиций и источником длинных денег в экономике.

Реформа пенсионного обеспечения касается двух важнейших вопросов.

Первый — создание условий для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Для этого необходимо не допустить отход от страховых механизмов формирования пенсий и при этом не отказываться от накопительной составляющей трудовой пенсии. Кроме того, следует создавать дополнительные условия для развития добровольных пенсионных накоплений.

Второй — привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Для этого необходимо создавать условия по стимулированию населения для формирования добровольных накоплений через НПФ и страховые компании (развитие и продвижение программы государственного софинансирования, суть которой пока не донесена до широких масс), а также по допуску страховых компаний в систему обязательного пенсионного страхования. Один из важнейших механизмов — повышение информированности населения о рынках НПФ