Рыночная работорговля

Культура
Москва, 17.11.2008
«Эксперт» №45 (634)
Фильмом «Это свободный мир!..», выходящим в отечественный прокат, Кен Лоуч научит зрителей основам современной экономики

В мире полным-полно выдающихся режиссеров, о которых в России мало что известно. Если задуматься, факт странный. Почему мы не знаем многих иностранных писателей, ясно: переводить книги дорого, издавать еще дороже, риск немалый. С современной живописью вопросов тоже нет: привезти в Москву выставку недешево, а на неизвестного художника народ попросту не пойдет. Но с кино все проще, с нашими-то пиратами: купил в загранпоездке за десять условных единиц диск, еще за полтинник по субтитрам озвучил перевод, и дело в шляпе…

Не хотят. Не смотрят. Не знают. Например, Кена Лоуча, возможно, самого значительного британского режиссера за всю историю кино. Причина? Например, стойкое предубеждение против некоторых сюжетов и жанров. Лоуч снимает актуальное, политическое и злободневное кино о современности (забавно, что единственное исключение из правил — костюмный фильм об ирландских революционерах «Ветер, который колышет ячмень» не только принес ему «Золотую пальмовую ветвь», но и прорвал баррикады, все-таки оказавшись в российском прокате). На родине Лоуча даже называют соцреалистом — понятно, что такая реклама российской публике не по душе. Даже если под «соц» подразумевается не «социалистический», а «социальный».

«Это свободный мир!..», собственно, первый «настоящий» Лоуч на российских экранах. Отметив 70-летие и получив престижный каннский трофей, режиссер не смягчился, не принял негласный титул «живого классика»; остался пусть уже не молодым, так «пожилым рассерженным». Непросто его подкупить: он даже от королевских орденов не раз отказывался, а «Оскара» ему никогда, на всякий случай, и не предлагали. Чем разгневан Лоуч? Прозвучит банально, но — несправедливостью мироустройства. С ней и сражается по мере не таких уж слабых сил. Тема новой картины новизной не отличается: цивилизация построена на угнетении сильными слабых, образованными — бескультурных, богатыми — бедных, «головными нациями» — иммигрантов. Особенно нелегальных. Особенно в Лондоне, предстающем у Лоуча «плавильным котлом свободного мира».

Зато новизной отличается ракурс. «Это свободный мир!..» — фильм об угнетении бедными еще более бедных. О рыночной экономике, которая с годами все чаще напоминает о древнем рынке рабов.

Лоуч избежал и гуманитарного жалостливого взгляда на тех, кто вынужден взять на себя черные работы, и сурового обличения бездушных дельцов. Его героиня — обычная лондонская блондинка средних лет, активная и обаятельная мать-одиночка по имени Энджи, гоняющая по запруженному городу на мотоцикле. С работы ее выперли без особо уважительных причин, и теперь она вместе с подружкой решила открыть собственное дело: бюро по найму неквалифицированной рабочей силы. Иммигранты ищут работу, тысячи контор ищут низкооплачиваемых рабочих — кто-то же должен быть посредником! Почему бы не они?

Ничья злая воля не заставляла Энджи сперва завязывать с семейными махмудами и симпатичными каролями дружеские отношения, а затем беззастенчиво обирать их, сдавая некоторых полиции. Заставила сама жизнь.

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (634) 17 ноября 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Кого спасет «план Путина»

    План оздоровления российской экономики — первый, очень осторожный шаг, который сможет немного смягчить рецессию, в которую входит экономика России

    На улице Правды
    Реклама