Уважили начальство

Русский бизнес
Москва, 17.11.2008
«Эксперт» №45 (634)
Две ассоциации розничных сетей разработали меры, призванные облегчить доступ сельскохозяйственной продукции на прилавки. Участники рынка сочли этот шаг бессмысленным

«Элементарным хамским побором» назвал президент Дмитрий Медведев отношение розничных сетей к сельхозпроизводителям. «Сельский производитель слабый, не может конкурировать с торговой сетью на равных, поэтому, чтобы его товар очутился на красивых прилавках, с него дерут деньги», — заявил он на встрече с представителями Российского аграрного движения. Вопрос о доступе сельхозпродукции на полки сетевой розницы не раз поднимался властями. Власти считают, что правила, по которым крупная розница взаимодействует с поставщиками, стали запретительным барьером на пути продукции аграриев к потребителям. Речь идет о практике взимания разного рода сборов c поставщиков: «входные» бонусы, плата за полку, плата за открытие новых магазинов и проч. О необходимости призвать к порядку отечественных торговцев все время твердит министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

И вот в начале ноября Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Союз независимых сетей России (СНСР) заявили, что разработано и послано на согласование в ФАС положение «О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети». Сети обязуются теперь не взимать с аграриев дополнительных платежей, не навязывать им невыгодные условия договора, а также заявляют о стремлении налаживать прямые, без участия посредников, связи производителей и торговли. В АКОРТ нам сообщили, что если положение будет принято, от этого выиграют все: «Положение направлено на поддержку некрупных сельхозпроизводителей, упрощая им возможность доступа на полки магазинов. Это касается производителей небрендированной сельхозпродукции, такой как молоко, сметана, творог, яйца, мясо, куриное мясо, крупы, сахар, бобовые. Для сетей это означает снижение полочных цен, уменьшение перебоев с качественной отечественной сельхозпродукцией и как результат — увеличение товарооборота».

К сожалению, авторы документа отказались от подробных комментариев и не объяснили, каким образом такие продукты, как молоко, сметана, творог, сахар, мясо, крупы и др., могут попасть в розницу прямо с фермерских полей, минуя промышленную переработку, а овощи — в обход оптовиков и овощехранилищ. Оказалось, что недоумение по поводу шага, предпринятого функционерами от ритейла, испытывают и многие участники рынка, в том числе члены АКОРТ И СНСР.

Полный статус-кво

По данным производителей, в нашей стране всякого рода «бонусы», взимаемые с них ритейлерами, составляют от 10% выручки (если товар выпускается под маркой торговой сети) до 30% (если речь идет о бренде производителя). Ходят слухи, что в связи с кризисом некоторые сети и вовсе распоясались, вынуждая поставщиков под угрозой отсрочки платежей на неопределенное время соглашаться на изменение условий договора и снижение цены уже выполненных поставок на 25%. Впрочем, наши собеседники из числа производителей этот факт не подтвердили. Что же касается «бонусов», то, несмотря на отрицательное отношение к поборам сетей, поставщики предполагают, что устранить их технически невозможно.

Например, А

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (634) 17 ноября 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Кого спасет «план Путина»

    План оздоровления российской экономики — первый, очень осторожный шаг, который сможет немного смягчить рецессию, в которую входит экономика России

    На улице Правды
    Реклама