Где чинят ДНК

Наука и технологии
Москва, 24.11.2008
«Эксперт» №46 (635)

Группа ученых из Швейцарии, США и Канады под руководством Сусанны Гассер из Центра биомедицинских исследований имени Фридриха Мишера в Базеле опубликовала в журнале Science новые данные о репарации (восстановлении) ДНК.

Повреждения ДНК случаются довольно часто, ежедневно в каждой клетке могут происходить тысячи и даже десятки тысяч поломок ДНК. Даже странно, что главная хранительница генетической информации оказалась такой хрупкой. Повреждения происходят не только под влиянием внешней среды, но и при репликации (удвоении) ДНК. Природе пришлось накручивать довольно сложную систему защиты. В клетке есть ряд белков, занимающихся починкой. К примеру, один из них узнает место поломки, другой вырезает поврежденный участок, третий способствует синтезу необходимого участка цепочки ДНК взамен удаленного, четвертый все сшивает, восстанавливая непрерывность цепи.

Ученые из Базеля решили проверить предположение о том, что серьезные поломки, в отличие от легких повреждений, не исправляются на месте, а ремонтируются в «мастерских» в ядерной мембране клеток. Проверяли гипотезу на специальном штамме почкующихся дрожжей. В ходе эксперимента повреждался фермент эндонуклеаза. Для того чтобы увидеть, как осуществляется ремонт, ученые пометили участников процесса флуоресцентными белками разных цветов, а затем сделали серию снимков. И смогли наблюдать, как поврежденные участки с помощью комплекса убиквитинподобного белка в роли транспортного средства приближались к «рабочим» белкам мастерской, образующим комплексы в ядерной мембране. Поврежденные участки достигли места ремонта через два часа после экспериментального повреждения. Проведенный впоследствии анализ показал, что поврежденные участки действительно связались с ремонтными белками ядерной мембраны.

Пока ученые не пытаются прогнозировать, как новые фундаментальные знания можно будет применить в медицине, ведь сегодня многие исследовательские работы по репарации ДНК проводятся в основном на грибах и бактериях. Возможно, когда-нибудь более полные знания о репарации в клетках человека позволят победить болезни, связанные с дефектами таких репарационных систем, и старческие заболевания, которые тоже могут быть связаны с «усталостью» ремонтных систем.

№46 (635) 24 ноября 2008