Свои, но чужие

Культура
Москва, 24.11.2008
«Эксперт» №46 (635)

Вышла в прокат новая лента Юрия Грымова «Чужие» — антиамериканское высказывание, сделанное в нелучших американских традициях.

Чуть больше года назад Грымова арестовали в каирском аэропорту — он летел снимать фильм «Чужие» о русском оружии и американской демократии на Ближнем Востоке и взял с собой слишком натурально выглядящий реквизит: бомбы, мины, АК-47.

Чуть больше месяца назад прошла информация о том, что сама Кондолиза Райс не рекомендовала отснятый материал к показу на американских экранах. Затем последовали полуофициальные опровержения, из которых следовало, что госпожа госсекретарь едва ли представляла, о чем вообще речь, и уж точно не слышала ни имени режиссера, ни названия его произведения. Затем по всей Москве повисли билборды с американской актрисой Скарлетт Макалистер на фоне бескрайних песчаных барханов, стилизованной арабской вязью и надписью «Ты сыта и неопасна» — если вы не видели этой рекламы, значит, вы просто не выходите из дома. Известный прежде всего как выдающийся рекламист, Юрий Грымов даже выход собственного фильма обставил по всем правилам своей первой профессии — «вирусная» псевдоутечка и затем агрессивная наружка.

В дрожащем от зноя пустынном воздухе над дорогой материализуется пара джипов — это американские врачи из гуманитарной миссии направляются на некую абстрактную исламскую территорию с большим запасом разного рода вакцин и с добрыми намерениями. У границы их встречает и разворачивает восвояси русский саперный патруль (командует им герой Алексея Полуяна), однако после нехитрого трюка американцам удается достичь места назначения. Никакой культурной полифонии, правда, не выходит — ее единственным символом здесь работает гиперобщительный мальчик, получающий за свои коммуникативные навыки сначала чупа-чупс от чадолюбивых врачей, а потом, уже вне кадра, — хороших пенделей от старших друзей за отказ поделиться. Не случается ее и тогда, когда к нечаянно раненому американскому эскулапу приводят на помощь его русского коллегу (Виктор Бычков): по косвенным признакам мы понимаем, что нашего несчастного соотечественника здесь держат в яме со времен афганской войны. Остальные сюжетные перипетии излагать не имеет смысла — количеству мелких, но важных сюжетных поворотов в этом фильме позавидует любой сериал.

Для автора телевизионного «Казуса Кукоцкого» и полнометражных «Му-му» и «Коллекционера» вопрос о его принадлежности к кинорежиссерскому цеху, кажется, до сих пор не только открыт, но и болезненно акцентирован. Многостаночник популярных визуальных искусств, Юрий Грымов недостаточно предан важнейшему из них — по нигде не высказанному, но подразумевающемуся общему кулуарному мнению киносообщества. Понятно, что вряд ли найдется хотя бы один человек с настолько железной психикой, чтобы невозмутимо терпеть статус чужого и отрицательный баланс кредита доверия со стороны коллег на протяжении более чем десяти лет, прошедших со времени его дебюта. И, быть может, поэтому у автора «Чужих» на сей раз получилось то, что получилось.

Беда

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (635) 24 ноября 2008
    Мировой кризис
    Содержание:
    От «семерки» к «двадцатке»

    Встреча G20 открыла дорогу к реформированию мировой финансовой системы и экономики. Но новая финансовая архитектура сформируется еще не скоро

    Политика
    Рейтинг
    На улице Правды
    Реклама