Как шкаф с кризисом боролся

Русский бизнес
«Эксперт» №47 (636) 1 декабря 2008
Для компании Mr.Doors нынешний глобальный кризис — цветочки по сравнению с тем, что она пережила три года назад, столкнувшись с угрозой финансового краха и необходимостью выстраивать новую модель бизнеса
Как шкаф с кризисом боролся

«Я помню, как пришел финансовый директор и сказал: “Ребята, вообще-то денег на зарплату у нас нет, мы ушли в минус по кэш-флоу”, — рассказывает Максим Валецкий, владелец и председатель совета директоров компании Mr.Doors. — Кассовые разрывы — это как жар у больного, который сигнализирует о критическом состоянии организма. И мы — от этого главного показателя пошли разбираться, в чем же дело».

Речь идет не о последствиях нынешнего ― финансового кризиса. Три года назад компания Mr.Doors прошла через другой, внутренний, кризис, который был для нее гораздо страшнее. Он возник словно из ниоткуда на фоне высокодоходного рынка и многолетнего победного шествия компании по нему. Причина кризиса заключалась в неэффективном управлении, свойственном многим бизнесам на растущем рынке, когда постоянно прибывающий денежный поток провоцирует закрывать глаза на издержки. Но в данном случае проблема была еще глубже и носила системный характер. Компания незаметно для себя потеряла большую часть доли рынка и контролировала не 40%, как думали ее руководители, а 20% или меньше — точно никто не знал. Продажи не росли (это в 2005 году!), прибыль улетучилась. И непонятно было, куда грести.

Единственное, что могли сделать собственники Mr.Doors, — это позвать профессионального менеджера. Павлу Анфалову, назначенному генеральным директором, удалось остановить падение компании, перестроить весь ее бизнес, а затем вывести на новый виток роста. И сегодня, когда весь мир горюет, руководство Mr.Doors радуется — не глобальному кризису, конечно, а тому, что полностью владеет ситуацией. Компания занимает уже около половины рынка, в мае 2008 года она начала экспансию в Европу, и, хотя продажи сейчас падают везде, благодаря новой бизнес-модели менеджеры рассчитывают обойтись минимальными потерями. Максим Валецкий утверждает, что они не будут сокращать персонал и зарплаты. По прогнозу Павла Анфалова, наихудший сценарий будущего года — сохранение объемов продаж нынешнего года, правда, уже скорректированных на 10%.

Верь своей отчетности

В тот злополучный день в январе 2005 года, когда финансовый директор Mr.Doors сообщил владельцам о кассовом разрыве и необходимости срочно влить ликвидность в компанию, все дружно заглянули в отчет о прибылях и убытках. Ситуация с динамикой продаж и расходов выглядела катастрофической. Оказалось, что в 2004 году рост составил всего 10% по сравнению с 30% годом ранее, а издержки выросли вдвое. Уже второй год стремительно и бесконтрольно увеличивался фонд оплаты труда, за ним подтягивались аренда производственных площадей и выплаты по кредиту, взятому на покупку собственного производства. В этот же период много денег съел неудачный проект по выходу в новый сегмент рынка. Сказалось и просто отсутствие планирования бюджета. В общем, компания была на грани безубыточности. Кассовые разрывы периодически возникали еще в течение полугода.

Одновременно всплыли проблемы в рознице. Марка Mr.Doors металась между эконом- и премиум-сегментом, и эта неопределенность отра

Компания Mr. Doors образована в 1996 году. Производит дизайнерскую корпусную мебель на заказ. Активы включают завод в пос. Малаховка под Москвой, розничную сеть из 29 собственных магазинов-салонов, а также 111 дилерских салонов во всех федеральных округах России. В 2008 году открыт магазин-салон в Англии.

Выручка — 70 млн долларов.

Число сотрудников — 1020 человек.

Конкурентные преимущества

1. Сильный бренд
2. Эксклюзивное качество продукта
3. Интегрированная система управления производством и продажами
4. Экспортный потенциал

Риски

1. Сокращение премиум-сегмента в связи с глобальным кризисом
2. Неудачное позиционирование при выходе в новые продуктовые и ценовые ниши
3. Качество сервиса