Последний шанс обогнать «Копейку»

Русский бизнес
«Эксперт» №47 (636) 1 декабря 2008

Группа компаний «Дикси» выручила в конце ноября 52 млн долларов, разместив между акционерами и по открытой подписке по допэмиссии 26 млн акций. Этих средств, считают в компании, хватит, чтобы открыть в 2009 году 100 магазинов в Москве и регионах. «Дикси» конкурирует с «Копейкой» за место в первой тройке игроков сетевого дискаунтера («Магнит», X5 Ritail Group, «Копейка»), открывая ежегодно 60–100 торговых точек. Кроме того, деньги могут понадобиться в связи с возможным уходом с рынка локальных сетей и открывающимися шансами для поглощений в регионах.

Судя по всему, проведенная допэмиссия — отчаянная попытка «Дикси» найти капитал, необходимый для реализации планов по развитию сети. С привлечением денег «Дикси» всегда не очень везло. В 2007 году, когда компания вышла на IPO, из-за неудачно выбранного момента (высокая конкуренция со стороны потребительских компаний, разместившихся на бирже чуть раньше и охладивших интерес инвесторов) она смогла выручить 360 млн долларов вместо ожидаемых 500 млн. К тому же из-за значительной долговой нагрузки не все эти деньги пошли на развитие, вследствие чего «Дикси» в 2007 году уступила своему главному конкуренту «Копейке» по объемам выручки и открытию магазинов.

Месяц назад «Дикси» отменила SPO на Лондонской бирже, рассчитывая, видимо, на получение помощи со стороны государства. Компания подала заявки в Сбербанк и ВТБ — в каждый на сумму 3 млрд рублей. Но денег пока не получила. Тогда 13 ноября было объявлено о допэмиссии. Причем акции «Дикси» в тот день торговались на РТС по 3,4 доллара, однако после объявления о цене размещения в 2 доллара котировки резко пошли вниз. Очевидно, «Дикси» пошла на такой демпинг, чтобы гарантированно привлечь деньги в условиях кризиса.

На сей раз в компании убеждены, что привлеченные средства будут использованы с максимальной эффективностью. В частности, этому способствует малая доля краткосрочных займов в долговом портфеле «Дикси». «В структуре нашего финансового долга доля краткосрочной составляющей не является существенной, 80 процентов долга относятся к долгосрочным обязательствам компании на два-три года, — говорит вице-президент Федор Рыбасов. — В течение следующих 12 месяцев компания должна погасить в рамках своего финансового долга около 50 миллионов долларов, что вполне может быть обеспечено из собственных операционных денежных потоков». Кроме того, «Дикси» не потеряла надежду получить кредиты от Сбербанка и ВТБ.

В целом, по мнению аналитиков, акционерный капитал компании остается привлекательным. В частности, у «Дикси» хорошие перспективы развития в регионах. Этому способствует и тренд перенаправления покупательского трафика из магазинов среднего сегмента в экономкласс в период кризиса, который в регионах будет более ощутим. Правда, рассчитывать на прежний рост продаж не стоит, считает аналитик по потребительскому сектору ИФК «Метрополь» Мария Сулима: «Если у “Дикси” выручка в прошлом году выросла на 42 процента, то в 2008 году рост составит, по нашим данным, 39 проценто