Джигиты без дворника

Культура
Москва, 08.12.2008
«Эксперт» №48 (637)

В галерее «Проун» на Винзаводе открылась выставка «Семейный кутеж», посвященная девяностолетию со дня смерти знаменитого грузинского художника-примитивиста начала ХХ века Нико Пиросманишвили. На ней девятнадцать его работ — все из частных российских собраний. Потому — ни «Дворника», ни «Кутежа четырех князей». Все самые растиражированные в репродукциях, самые известные картины — в Грузии. Кроме полотен Пиросмани (вместо полотна как такового, правда, под красочным слоем клеенка, картон и иногда жесть) на выставке можно увидеть зарисовки футуристов Кирилла и Ильи Зданевичей и Михаила Ле-Дантю, относящиеся к 1910-м годам. Их присутствие рядом с Пиросмани — лучшее подтверждение того факта, что мода на так называемое примитивное или наивное искусство не имеет ничего общего с народной любовью. Это — дело рук художников-профессионалов.

Художники-самоучки, рисующие, пишущие и лепящие как бог на душу положит, всегда были, есть и будут. Творчество большинства из них — не более чем факт их личной биографии и курьез для соседей. В наиредчайших же случаях им и правда удается сказать что-то такое, чего не может выразить профессиональное искусство. По крайней мере, в тот или иной период времени. Этот самый период времени имеет решающее значение, как и в случае с Пиросмани. Художника открыли для столичной российской публики футуристы братья Зданевичи и Ле-Дантю, которые как раз в начале 1910-х годов под темпераментным руководством Михаила Ларионова искали новые способы выразить себя в искусстве. Они привезли в Петербург несколько работ Пиросмани, которые на выставке «Мишень» оказались рядом с полотнами Ларионова, Гончаровой, Шагала. Там они, конечно, пришлись ко двору. Ведь сам Ларионов, по капле выдавливая из себя профессионального художника, ставил живописные примитивистские эксперименты. Для него-то «примитивный» означало вовсе не «простецкий», а «изначальный», то есть самый близкий к сокровенному смыслу искусства, бесконечно замутненному всякими выдуманными художественными стилями и системами.

Для футуристов один подлинный «примитив», расположившись на одной с ними чаше весов, уравновешивал все остальное искусство. В 60-е для представителей тихого «бытового» антисоветизма Пиросмани служил альтернативой и идеологизированному академизму, и слишком радикальному и заумному революционному авангарду (ровно по той же причине в СССР было принято любить и Шагала). Сегодня его разбойного вида джигиты, красавицы в белоснежных платьях, колоритные торговцы, коровы с человеческими глазами тоже смотрятся очень актуально, потому что современное искусство в поисках альтернативы всему на свете нет-нет да и заигрывает с «примитивным» искусством.

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (637) 8 декабря 2008
    Теракты в Индии
    Содержание:
    Не успели помирить

    Дерзкие теракты в Мумбаи накалили отношения между давними врагами — Индией и Пакистаном. Удастся ли избежать вооруженного конфликта, теперь зависит от способности индийских властей удержать под контролем внутриполитическую ситуацию

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама