Легпром впадает в спячку

Русский бизнес
Москва, 08.12.2008
«Эксперт» №48 (637)
Альянс «Русский текстиль», один из лидеров отечественного легпрома, приостанавливает бизнес. Вскоре за ним могут последовать и другие предприятия отрасли

На сайтах рекрутинговых агентств вакансии альянса «Русский текстиль» (АРТ) вывешивались чаще всего. Крупнейший в стране производитель и дистрибутор текстиля постоянно открывал новые подразделения и остро нуждался в кадрах. Сегодня вакансии альянса остались на сайтах лишь как «завлекаловки» для соискателей. Компания уже давно не ищет сотрудников. За последние три месяца в холдинге уволили 200 человек, сокращения продолжаются и сейчас.

Альянс сворачивает не только инфраструктурные отделы — маркетинга и рекламы. Он намерен сделать решающий шаг: полностью остановить производство. «Мы останавливаем производство», — буднично говорит президент компании Константин Волков. Однако за его словами кроется реальная драма. Альянс — флагман отечественной легкой промышленности с оборотом почти в полмиллиона долларов. За восемь лет существования компания доказала, что и в депрессивной отрасли может сложиться успешный бизнес.

Большинство проблемных сегодня предприятий имели трудности задолго до кризиса и росли только благодаря динамичному спросу. Кризис лишь выявил их узкие места. В отличие от таких игроков АРТ находился перед кризисом в прекрасной форме: рентабельность бизнеса составляла 48%, что редко бывает даже у представителей передовых отраслей, таких как пищевая или торговля. Не был альянс и крупным должником: к осени компания обслуживала лишь текущие краткосрочные кредиты, а основное развитие происходило за счет собственных средств. Компания не участвовала в залоговых схемах и не гналась за капитализацией. Словом, у АРТ все в порядке было и с эффективностью, и с долгами — и тем не менее компания оказалась на грани банкротства. Что же стало тому причиной?

Красный луч легпрома

Менеджеры компании часто разворачивали стратегию на 180 градусов: от биржевой торговли к производству, от производства к дистрибуции. Это объяснялось хорошим рыночным чутьем: каждое решение приносило компании еще большую прибыль.

В конце 90-х годов менеджеры будущего альянса занимались поставками хлопка прядильно-ткацким комбинатам. Многие из них могли расплачиваться только бартером. «Так нам пришлось учиться продавать ткани, вычислять спрос. Мы начали строить сбытовую сеть, которая стала активно развиваться. Мы поняли, что можно самим производить ткани», — говорит Константин Волков. Вскоре были куплены текстильные комбинаты: Тейковский ХБК, «Товарищество “Тверская мануфактура», муромский ХБК «Красный луч», — которые были объединены в альянс «Русский текстиль». Несмотря на то что приобретенные фабрики считались в отрасли передовыми, все они находились на грани банкротства. Дряхлые мощности позволяли выпускать только полуфабрикаты (суровье — необработанные ткани) и самые дешевые бязи, которые не выдерживали конкуренции с дешевым китайским импортом. «Чтобы развиваться, нужно было перевести фабрики на другой продукт: с лучшими техническими свойствами, с дизайном, в большем ассортименте», — говорит Зеин Ахабаев, председатель совета директоров альянса «Русский текстиль». Речь шла, разумеет

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (637) 8 декабря 2008
    Теракты в Индии
    Содержание:
    Не успели помирить

    Дерзкие теракты в Мумбаи накалили отношения между давними врагами — Индией и Пакистаном. Удастся ли избежать вооруженного конфликта, теперь зависит от способности индийских властей удержать под контролем внутриполитическую ситуацию

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама