Общество в плену мифов

Мы по-прежнему живем в плену мифов, только не замечаем этого. В будущей истории мы могли бы остаться благодаря новому Гомеру: Гомеры появляются только после глобальной катастрофы, а новая катастрофа — впереди, считает выдающийся классический филолог Аза Тахо-Годи

Мы часто употребляем слово «миф», не очень задумываясь над тем, что оно значит. Наберите это слово в интернете — и вы сразу получите море словосочетаний, которые относятся и к сегодняшнему дню, и к седой древности: миф глобализации, миф коммунизма, миф либерализма, древнегреческие мифы, мифы Древнего Египта или Вавилона... В России были и есть люди, которые заняты научным изучением мифов и мифологий. Профессор МГУ Аза Алибековна Тахо-Годи вместе со своим спутником жизни и учителем, выдающимся философом Алексеем Федоровичем Лосевым, скончавшимся в 1988 году, посвятила этому жизнь.

Лосев и его первая жена в 1930-м были арестованы за публикацию книги «Диалектика мифа» и религиозную деятельность, а затем отправлены в лагеря. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 году тяжелобольным, практически ослепшим. У Азы Алибековны в 1937-м расстреляли отца и посадили мать. Судьба сводит Тахо-Годи с Лосевым в конце войны в тогдашнем Московском государственном педагогическом институте имени Ленина. И все последующие годы учитель и ученица работают вместе.

Наш разговор с Азой Алибековной начался неожиданно с обсуждения интервью известного философа Карена Свасьяна, которое было опубликовано в журнале «Эксперт» в прошлом году.

1

— Я очень опечалилась, прочитав интервью Карена Свасьяна в вашем журнале (см. «Эксперт» № 14 от 9 апреля 2007 года. — «Эксперт»). Находясь у себя в Швейцарии, он вдруг решил, что русской философии вообще не существует. Это меня очень удивило, потому что я хорошо помню, как он защищал докторскую диссертацию в 81-м году в Ереване и обратился за помощью к Алексею Федоровичу Лосеву. Его диссертация была посвящена символу в современной философии. А Лосев в 76-м году издал книгу «Проблема символа и реалистическое искусство», где первым в советское время поднял вопрос о символе и реабилитировал его. Ведь понятие символа было проклято при советской власти. Видели бы вы письма Карена — они сохранились в моем архиве, — которые он писал Алексею Федоровичу, где он восхищается русской философией. И особенно такими философами, как Гайденко Пиама Павловна, Юрий Николаевич Давыдов. А также просит Алексея Федоровича помочь ему при защите. И Алексей Федорович, во-первых, сам дал отзыв о диссертации Карену Свасьяну, во-вторых, мобилизовал в Ереван Пиаму Павловну Гайденко и Юрия Николаевича Давыдова. Защита прошла блестяще.

Удивилась я мнению Свасьяна, что взгляд на русскую литературу как на философский феномен не верен. Но в том же Базеле, где живет много лет Карен, еще в 1919-м была напечатана работа Лосева на немецком языке «Die russische Philosophie» — «Русская философия», в которой объяснялось, что русская философия и русская литература теснейшим образом связаны. Как писал Алексей Федорович, «в прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме»

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (637) 8 декабря 2008
    Теракты в Индии
    Содержание:
    Не успели помирить

    Дерзкие теракты в Мумбаи накалили отношения между давними врагами — Индией и Пакистаном. Удастся ли избежать вооруженного конфликта, теперь зависит от способности индийских властей удержать под контролем внутриполитическую ситуацию

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама